Перейти к содержимому





- - - - -

Реформы Солона. От родового строя к республике

Опубликовал: Болатбай, 04 Декабрь 2008 · 978 Просмотров

Создание гос-ва в Афинах
Аттическая область была захвачена группой ионических племен в ходе общего дорийского завоевания, которые, ассимилировав древнюю эгейскую цивилизацию, установили более соседские отношения с подчиненными народами. Осевшие в прибрежной Аттике ионийцы делились на 4 племени: Гелеонты, Аргадеи, Айгикореи и Гоплеты. Т.е. по казахски - Жузы, Русские, Украинцы, Корейцы и др.нации.
В социальном отношении каждое племя состояло из больших кланов, которые, в свою очередь, разделялись на 50-90 больших семей-родов. Т.е. по казахски - ру.
Семьи в произвольном порядке группировались во фратрии - особые религиозные объединения со своими культовыми праздниками и церемониями. Фратрии складывались в филы, которые после синойкизма стали чисто территориальными подразделениями общей территории полиса, причем не только город, но и вся
Аттика соответственно делилась на 4 филы. Управление племенами осуществлялось царями-басилеями, власть которых у ионийцев не была наследственной, и советом пританов в числе четырех (видимо, глав племен).
Я не буду дальше утомлять особенностями строения афинского государства. Если хотите, читайте здесь. Главное наша задача - в деталях понять причины и результаты реформ, которые перевели государство греков из восточного типа в западный

Реформы Солона.
На тот момент противостояние между бедными и богатыми в Афинах достигло революционного состояния.
Выходец из земледельческой знати, известный к тому времени военачальник и поэт Солон (640-560 гг. до н.э.) был приглашен на должность архонта в 594 году, с тем чтобы провести целый ряд преобразований, способных установить общественное согласие на основе нового уклада. Солон отказался от тирании, но жестко реализовал реформы, которые в целом переустраивали государственную организацию на более широкой социальной основе, отвечавшей интересам большинства народа.
В качестве предварительного условия преобразований Солон провел так называемую сейсахтею (букв. «стряхивание бремени») – отмену всех долговых обязательств в полисе; должники были прощены, земли возвращены владельцам, проданные в рабство граждане выкуплены. Впредь запрещалось давать в долг под условием самозаклада. Проведенный закон озлобил буквально все афинское общество, поскольку не был осуществлен полный передел земли (как надеялись бедные), а богатые утеряли значительную долю имуществ. Впрочем, кризис был настолько велик, что афиняне предоставили все государственные полномочия Солону и впредь. Предметом особого внимания Солонова законодательства было охранение семьи, и в связи с этим существенно выправилось положение женщин в полисе. Сохранение общественной морали и спокойствия было, пожалуй, вторым по важности предметом законов Солона.
Реформы, проведенные Солоном или приписанные ему позднее, окончательно сформировали целостный государственно-политический уклад. Родовая знать стала преобразовываться в политическую элиту, связанную всецело с государственными институтами.
Ни демос ни эвпатриды не были удовлетворены реформами. Борьба между этими слоями общества продолжилась и привела к установлению тирании Писистрата. Только через 90 лет после солоновских реформ, в 509 году до н.э. Клисфен, поддерживаемый широкими слоями демократически настроенных масс, предлагает реформы, которые должны были окончательно подорвать господство родовой знати.

Сравнивая древних греков и персов, я пришел к выводу, что мы (наш тип гос-ва) больше похожи на персов. Т.е. западная философия подразумевает, что государство является инструментом обогащения народа, ну верхней части народа. И эта часть избирает руководителей гос-ва и активно реформирует его в случае необходимости. В восточной философии главным является государство. Государство является инструментом порабощения народа. Место руководителя восточного государства является крупнейшим призом. Победитель и его клан занимают соответствующие места, чтобы грабить весь остальной народ. Коррупция здесь носит естественный и законный характер. Соответственно главной задачей руководителей такого гос-ва является защита своего статуса. Реформы здесь носят вынужденный и запоздалый характер. Кроме того, чтобы не отстать от более мобильных государств-соседей восточному гос-ву приходится завоевывать их. Статус персидских императоров постоянно подрывался активизацией греческих полисов. Поэтому Персидская знать была вынуждена стараться уничтожить само понятие - демократия, в силу большей мобильности греческих государств.

Таким образом, западный тип государства более мобилен, т.е. конкурентоспособен. Однако, это государство не заинтересовано улучшить соседей. Дух сотрудничества ученых ему чужд. Фактически это тот же хищник, только более быстрый. Религиозная или другая мораль для не сильно изменит его.

  • 0


Кстати, те же аналогии у меня и про предприятия. У каждого предприятия есть свой Хозяин. Если хозяевов несколько, не беспокойтесь, со временем останется один. Работая в крупном банке, я постоянно недоумевал, почему в нашем банке такая бюрократия. Проблемы координации подразделений, подчиняющихся разным кураторам, превращаются в сложнейщие задачи. Для этого возникают новые подразделения, занятые реинжинирингом, 6 сигма, философией тойота и т.д. Ссоры между руководством вовлекали Хозяина. От уровня его компетенции зависели сложные технологические задачи. В общем, не прижился я там. Но урок усвоил, больше работать не пойду, пока не додумаю идею.
    • 0
Говоря, что западному типу государства свойственен дух соперничества, я не сказал о процессах глобализации. Бизнес требуя увеличения новых рынков, требует также минимизации страновых рисков. Т.е. налицо существание тенденции переделки законодательства, а иногда и правительства под требования международного бизнеса. Этим можно объяснить стремление США насадить "демократию" с помощью цветных революций
    • 0

Размещение рекламы на сайте     Предложения о сотрудничестве     Служба поддержки пользователей

© 2011-2022 vse.kz. При любом использовании материалов Форума ссылка на vse.kz обязательна.