Слушаю его "Бегство от свободы".
Закончила пока четвертую главу.
Что могу сказать. Нужно быть очень сдержанным человеком, чтобы не превратиться в революционера, читая о том, что на самом деле современные свободы - это пшик, видимость, что настоящая свобода не может развиваться в современном капиталистическом обществе, что изначально в этом виновата Реформация, что благодаря протестантству общество превратилось в то, чем стало, как все это слегкостью и логичностью доказывает Фромм.
Еще из очень глубоких цепочек рассуждений - сравнение любви и нелюбви. Краткое, в несколько абзацев описание любви (к себе, к другим, к миру). Очень четкое описание эгоизма и нарциссизма и отличия их от собственно любви. Буквально парой слов описать что любовь - это не само чувство, а только возможность. То есть она присутствует в человеке изначально, и все ее "появления" (влюбленность в другого, любовь к ребенку, к родителям, к себе) - это всего лишь проявление на поверхности уже существующего чувства.
Очень яркое описание эгоизма и нарциссизма как проявление не любви, а ненависти к себе.
Очень четкое же и глубокое описание того, как сам строй, само общество развивает в нас неуверенность в себе, эгоизм, чувство неполноценности, как делают нас дураками реклама и демократические "свободы". Описание на таких примерах, как любовь общества к мультикам типа "Микки Мауса" и (это уже отсебятина) "Том и Джерри" - когда маленькое слабое существо получает награду или победу, или избегает страшной опасности за счет способности удирать, хитрости, вероломства и счастливых случайностей. Или описание того как развивается в человеке чувство собственной незначительности на примере супермаркетов и современных выборов.
И за всем этим стоит доброта Фромма, его гуманизм, то есть буквально - желание обелить человека, успокоить его тем, что не он виноват в своем неврозе, что это общество сделало его таким, что все наше общество строится таким образом, чтобы усугубить невротические проявления личности, а не успокоить их, не облегчить.
Вот про это я и говорила вначале, вот в этот момент главное - не взять в руки винтовку и не пойти стрелять неизвестно кого, борясь в очередной раз за свою свободу и счастье человеческое, сняв наконец-то с себя ответственность за свой невроз и возложив ее на первого попавшегося буржуя. В этот момент главное вспомнить, что и буржуя Фромм описывает как, в основном аскетичного невротичного несчастного человека, подчиненного внешним целям, невротика, чей невроз просто очень хорошо уложился в существующую машину современного общества. Вспомнить и успокоиться. И попытаться читать дальше, помня о гуманном отношении к людям вообще так, как проявлял его сам Фромм. Вспомнить и о том, что отсутствие вины за невроз еще не снимает ответственности с самого человека за собственное излечение. Помнить, что нужна ответственность за себя, а не перекладывание этой ответственности на, исключительно, внешние обстоятельства и объективные причины.
Вот собсно пока резюме от прочитанных (точнее, прослушанных) четырех глав "Бегства от свободы".
Закончила пока четвертую главу.
Что могу сказать. Нужно быть очень сдержанным человеком, чтобы не превратиться в революционера, читая о том, что на самом деле современные свободы - это пшик, видимость, что настоящая свобода не может развиваться в современном капиталистическом обществе, что изначально в этом виновата Реформация, что благодаря протестантству общество превратилось в то, чем стало, как все это слегкостью и логичностью доказывает Фромм.
Еще из очень глубоких цепочек рассуждений - сравнение любви и нелюбви. Краткое, в несколько абзацев описание любви (к себе, к другим, к миру). Очень четкое описание эгоизма и нарциссизма и отличия их от собственно любви. Буквально парой слов описать что любовь - это не само чувство, а только возможность. То есть она присутствует в человеке изначально, и все ее "появления" (влюбленность в другого, любовь к ребенку, к родителям, к себе) - это всего лишь проявление на поверхности уже существующего чувства.
Очень яркое описание эгоизма и нарциссизма как проявление не любви, а ненависти к себе.
Очень четкое же и глубокое описание того, как сам строй, само общество развивает в нас неуверенность в себе, эгоизм, чувство неполноценности, как делают нас дураками реклама и демократические "свободы". Описание на таких примерах, как любовь общества к мультикам типа "Микки Мауса" и (это уже отсебятина) "Том и Джерри" - когда маленькое слабое существо получает награду или победу, или избегает страшной опасности за счет способности удирать, хитрости, вероломства и счастливых случайностей. Или описание того как развивается в человеке чувство собственной незначительности на примере супермаркетов и современных выборов.
И за всем этим стоит доброта Фромма, его гуманизм, то есть буквально - желание обелить человека, успокоить его тем, что не он виноват в своем неврозе, что это общество сделало его таким, что все наше общество строится таким образом, чтобы усугубить невротические проявления личности, а не успокоить их, не облегчить.
Вот про это я и говорила вначале, вот в этот момент главное - не взять в руки винтовку и не пойти стрелять неизвестно кого, борясь в очередной раз за свою свободу и счастье человеческое, сняв наконец-то с себя ответственность за свой невроз и возложив ее на первого попавшегося буржуя. В этот момент главное вспомнить, что и буржуя Фромм описывает как, в основном аскетичного невротичного несчастного человека, подчиненного внешним целям, невротика, чей невроз просто очень хорошо уложился в существующую машину современного общества. Вспомнить и успокоиться. И попытаться читать дальше, помня о гуманном отношении к людям вообще так, как проявлял его сам Фромм. Вспомнить и о том, что отсутствие вины за невроз еще не снимает ответственности с самого человека за собственное излечение. Помнить, что нужна ответственность за себя, а не перекладывание этой ответственности на, исключительно, внешние обстоятельства и объективные причины.
Вот собсно пока резюме от прочитанных (точнее, прослушанных) четырех глав "Бегства от свободы".
Меня несказанно бесит то, что весь свой неофрейдизм он направил на одно - на оправдание человечества в целом и каждого индивидуума в частности. Не мы - сволочи, это реклама\капитализм\пришельцы с Марса и прочее виноваты. Как удобно. Как замечательно во всех своих ошибках винить кого-то, кроме себя.
То есть жизнь человека как-то начинает делиться на два этапа - до встречи с Фроммом, когда любой поступок человека оправдывается. И после встречи с Фроммом - когда нужно начать отвечать за свои поступки. Гитлеру и Христу не повезло. Но кто сказал, что человек примет эту ответственность, если с него сняли все предыдущие грехи? Фиг. Этакого рода индульгенция.
Пока человек не осознает, что он отличается от животного возможностью выбора, но вместе с тем он отвечает за этот выбор от начала и до конца, без посредников, без ссылок на тяжелые детские воспоминания, ни о какой свободе, ни о каком человеке разумном речи идти не может.