Перейти к содержимому





- - - - -

Как мозг экономит на ошибках

Опубликовал: Леди Буся, 31 Октябрь 2011 · 1 252 Просмотров

Нарыла интересную статейку, сначала понравилась, а потом поняла, что несогласна с автором статьи
взято отсюда

Вы готовы пожертвовать пять долларов на спасение птиц, перепачканных нефтью? Если задать такой вопрос и объяснить, как страдают птицы, обнаружится, что большинство охотно перечислит даже не пять, а 20 долларов (в среднем) в пользу экологического фонда. Парадокс в том, что, если не называть конкретную цифру, среднее пожертвование вырастет до 64 долларов. А если пять заменить на 400, то и до внушительных 143 долларов. Дэвид Канеман в своей новой книге называет такой эффект «праймингом». Пять или 400 долларов — эти условные цифры задают ложное представление о норме. И это одна из ловушек «быстрого» мышления, которая заставляет нас принимать неправильные решения.

Если задать другой вопрос: «Дожил ли Ганди до 114 лет? В каком возрасте он умер?», каждый сначала представит его глубоким стариком и только потом выдаст свою оценку возраста. Совсем другие версии будут, если поинтересоваться, дожил ли он до 35 лет. А вот еще более парадоксальный пример «прайминга». Студентам из Орегонского университета предлагали покрутить рулетку (правда, ставок никто не делал — рулетка играла роль «генератора случайных чисел»). Потом следовало записать результат, быстро прикинуть, больше или меньше этой цифры доля африканских государств в ООН (в процентах) и, наконец, оценить эту долю явно. Экспериментаторы постарались, чтобы колесо рулетки останавливалось либо на 10, либо на 65 (о чем студенты не догадывались; для них это были случайные числа). В среднем те студенты, кому рулетка выдала 65, оценили долю Африки в ООН в 25 процентов, а те, кто увидел 10, сошлись на 45 процентах.

Канеман доказывает: наша способность к рациональному выбору, на которую уповали экономисты со времен Адама Смита, — одна сплошная фикция. Когда нужно проделать в уме сухой расчет, мы руководствуемся данными, вообще не относящимися к делу.

Например, если на ценнике супа Campbell в супермаркете написать «Не больше 12 банок в одни руки», продажи вырастают вдвое. Обычно покупатель кладет в корзину три-четыре банки, но цифра 12 создает у него идею о том, сколько «принято брать», — и он несет к кассе уже семь банок. Здесь ограничение играет не последнюю роль. Вспомним историю с iPad: Apple Store позволяет купить одному человеку всего один планшет — и те разлетаются как горячие пирожки.

Рекламщики приучили нас к мысли, что поведением рядового потребителя легко манипулировать при помощи ценника, этикетки или удачно подобранного названия бренда. Однако даже профессиональные финансисты, имеющие дело с миллиардами, ведут себя подобным образом. Тикеры (короткие названия финансовых инструментов: AAPL для акций Apple, URKA для «Уралкалия» и так далее) сбивают с толку не только новичков, но и опытных трейдеров. Канеман заметил: неблагозвучный тикер вроде PXG или RDO гарантирует неудачи в первую неделю торгов, а с тикерами вроде KAR все происходит ровно наоборот. Инвесторы охотнее вложатся в компанию, название которой легко произнести. Если Swissfirst звучит лучше, чем Geberit или Ypsomed, значит, и шансов получить инвестиции больше: это подтверждает подробное исследование швейцарского экономиста Паскаля Пенса.

В чем причина нашей иррациональности? По гипотезе Канемана, мозг пытается всеми правдами и неправдами сэкономить ресурсы: несколько микрограммов глюкозы, которая питает нервные клетки, и считанные миллисекунды на размышления. Большую часть жизни мы используем экономную «быструю подсистему» сознания, которая тратит глюкозу осмотрительно: она имеет дело со стереотипами, готовыми рецептами, решениями в один ход. А вот чтобы мысленно произнести неблагозвучный тикер или самостоятельно оценить уместную сумму пожертвований, приходится подключать «медленную подсистему»: самый простой пример ее активности — попытка перемножить в уме двузначные числа. На это, очевидно, потребуется заметно больше ресурсов. Поэтому в обычных ситуациях мозг и выбирает путь наименьшего сопротивления. Тот факт, что это может стоить денег и потраченного времени, — другой вопрос: для мозга микрограммы глюкозы «здесь и сейчас» важнее.

Как с этим бороться? Здесь Канеман предельно пессимистичен. Когнитивные заблуждения он сравнивает со знаменитой зрительной иллюзией, когда два отрезка одинаковой длины кажутся нам разными из-за того, что один из них обрамлен стрелками, а другой — усиками. Но, даже осознав это, мы продолжаем видеть «длинный отрезок» и «короткий отрезок». Точно так же знание о том, как мозг ошибается в принятии решений, не избавляет нас от ошибок. Единственный выход: если результат для нас очень важен, не доверять интуиции и разбирать все за и против с той же тщательностью, какой требует мысленная арифметика.



не совпадает... А как же страсть к обучению, узнаванию? Люди гамают сутками, дети заигрываются до ночи, ученые просиживают часы в кабинетах и лабораториях, художники и изобретатели едят и спят в несколько раз меньше, когда захвачены новой идеей. Люди с наслаждением предаются процессу мышления, процессу решения задач.
Там глюкоза расходуется ведрами, и ничего, мозг не бунтует однако...


Думаю, все гораздо проще. Если человек незаинтересован в чем-либо, то именно тогда его мозг переходит в эконом-режим. Например с теми же акциями - не акции как таковые интересуют трейдеров, а идея обогащения, и поэтому мозг не желает думать что акции БЯКА могут быть круче акций ЛЯЛЯ. Или приведенный пример с погибающими от нефти птичками - не сами птицы человека интересуют, их интересует как бы побыстрее заткнуть фонтан жалости и стыда, поэтому люди не желают включить мозги и подумать о том, сколько действительно требуется денег для спасения.

Вот так все просто: интересно - мозги без вяканья и усилий будут включаться на полную мощность; неинтересно - даже гений начнет тупить. Главное - уметь увидеть истинные мотивы своих действий.

А, да, мои комментарии к статье - только имхо.

  • 0


главное, что система работает :)
люди покупают ненужное, плохого качества, избыточное и тыды
а что там при этом задействовано нам, простым обывателям, не все ли равно?
повлиять ведь и правда не сможем.. единственное, что помогает "прийти в себя" в магазине и делать покупки расчетливо - это большой запас времени и очень сильное ограничение в средствах. бедность помогает экономить и считать деньги - для всего остального есть маркетинговые ходы ))))
    • 0

не совпадает... А как же страсть к обучению, узнаванию? Люди гамают сутками, дети заигрываются до ночи, ученые просиживают часы в кабинетах и лабораториях, художники и изобретатели едят и спят в несколько раз меньше, когда захвачены новой идеей. Люди с наслаждением предаются процессу мышления, процессу решения задач.
Там глюкоза расходуется ведрами, и ничего, мозг не бунтует однако...

Просто Вы про разные вещи говорите с автором статьи...
    • 1

А как же страсть к обучению, узнаванию? Люди гамают сутками, дети заигрываются до ночи, ученые просиживают часы в кабинетах и лабораториях, художники и изобретатели едят и спят в несколько раз меньше, когда захвачены новой идеей. Люди с наслаждением предаются процессу мышления, процессу решения задач.
Там глюкоза расходуется ведрами, и ничего, мозг не бунтует однако...

Человек готов очень много вливаний (психических, физических, материальных) делать в то, что ему интересно и к чему его тянет. Если он не заинтересован в обдумывании той задачи, которой его насильно загрузили, конечно, постарается быстрее отделаться. Это как покраска забора у Тома Сойера.

приходится подключать «медленную подсистему»: самый простой пример ее активности — попытка перемножить в уме двузначные числа.

Мой мозг, в других областях вполне сообразительный, это действие почему-то отказывается производить :faceoff:
    • 0

Доска объявлений о туризме и отпуске в Гоа

http://tvab.info/
Изображение
Это мой сайт. Совершенно бесплатная доска объявлений о туризме и отпуске в Гоа. Здесь вы можете найти контакты владельцев арендного жилья и транспорта и многого другого.

Март 2024

П В С Ч П С В
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627 28 293031

Последние комментарии

Последние записи

Поиск по блогу

пользователей просматривает

0 пользователей, 4 неизвестных прохожих, 0 скрытых пользователей

Размещение рекламы на сайте     Предложения о сотрудничестве     Служба поддержки пользователей

© 2011-2022 vse.kz. При любом использовании материалов Форума ссылка на vse.kz обязательна.