Перейти к содержимому





* * * * * 1 голосов

Ускоренное развитие интернет-торговли в Казахстане

Опубликовал: vturekhanov, в Казнет 11 Февраль 2014 · 3 723 Просмотров

казнет e-commerce интернет торговля
В конце 2013 года ОЮЛ «Интернет Ассоциация Казахстана» (ИАК) прошло аккредитацию в Национальной палате предпринимателей РК (НПП). Как вице-президент ИАК, я вошёл в состав Комитета торговли НПП, который призван обсуждать различные проблемные вопросы торговли и вырабатывать рекомендации по их решению. В том числе, будет обсуждаться и интернет-торговля.

Работая с 1996 года в отрасли связи, а затем и в интернет-бизнесе, я, конечно, не понаслышке был знаком с интернет-торговлей, но для полноты картины решил встретиться с представителями различных компаний (как состоящих, так и не состоящих в ИАК), представляющих интернет-магазины, эквайринговые и платёжные системы, логистические сервисы. В частности, с середины декабря по начало февраля я встречался с представителями интернет-магазинов некоторых регионов нашей страны. На основе информации, почерпнутой из этих встреч, а также собственного мнения, я вывел основные факторы, сдерживающие развитие торговли через интернет.

ВНИМАНИЕ! Всё написанное здесь — моё личное мнение, не претендующее на истину в последней инстанции, если иное не указано прямо.


Статистика

Прежде всего хочу обратить внимание на отсутствие официальной статистики об объёмах покупок товаров и услуг через интернет среди держателей платёжных карточек, эмитированых банками РК. Возможно, она имеется, но в публичном доступе я её не нашёл. Да, на сайте Национального банка РК есть статистика по платёжным карточкам, однако там лишь общие суммы, без выделения интернет-платежей в отдельную графу. Тут стоит понимать, что существуют несколько видов платежей через интернет. Например, оплата через интернет-банкинг, оплата через интернет-процессинг, перевод денег с одной карточки на другую. Я могу ошибаться, но интересны, прежде всего, первые два вида. А если ещё удастся подать статистику в разрезе стран, куда ушли деньги, и/или сегментов рынка, будет вообще замечательно.

Кроме того, уже несколько лет как в нашей стране в ходу электронные деньги. Однако и тут официальной информации об объёме эмиссии электронных денег в публичном доступе я не нашёл. Было бы интересно посмотреть на динамику, имеет ли место быть рост эмиссии со временем или нет, и, если роста нет, возможно стоит подумать о причинах и устранить их?

Полагаю, пора перестать гадать на кофейной гуще. Национальному банку РК не составит большого труда доработать существующие статистические отчёты, чтобы ситуация с объёмами интернет-платежей в нашей стране и эмиссии электронных денег стала публично доступной.


Доверие покупателей

Не буду оригинален, если скажу, что у потребителей в нашей стране низкий уровень доверия к интернет-магазинам вообще и к отечественным в частности. И это неспроста. Только за последний год мне известно о двух случаях «исчезновения» в РК интернет-магазинов с деньгами покупателей, полученными в качестве предоплаты за товар. Причём, в обоих случаях деньги просили переводить на пластиковые карточки физических лиц (вероятно, работников магазинов). Лично я не стал бы покупать в таких магазинах, т.к. доказать впоследствии факт оплаты товара или услуги будет очень сложно. Формально, осуществляя перевод/пополнение пластиковой карточки, вы оказываете материальную помощь держателю этой карточки, а не приобретаете товар или услугу в интернет-магазине. Но не только об этом надо говорить. Нужно просвещать население, как правильно покупать в интернете с минимальным для себя риском. Начну с себя, попробую в ближайшее время рассказать о своём 15-летнем опыте покупок в сети.

Здесь и государство может помочь. Многие из вас видели рекламные кампании портала электронного правительства. Я считаю, это тоже способствует увеличению степени доверия населения к интернет-платежам. А если кампанию немного расширить? Нет, не обязательно упоминать конкретные интернет-магазины, достаточно рассказать об общих правилах безопасных покупок.

Можно попробовать привлечь представителей международных платёжных систем. Кому, как не им знать больше всех, как свести риск платежей через интернет к минимуму?

Что ещё может увеличить доверие? Страховка. Если покупатель будет знать, что его платёж застрахован и, в случае недобросовестности интернет-магазина, он сможет вернуть свои деньги через страховую компанию, думаю, он легче решится на покупку. Тут возможны разные варианты реализации, и, по инициативе ИАК, они сейчас обсуждаются. Важно сделать так, чтобы это было выгодно всем участникам интернет-торговли.


Ограничения при оплате через интернет

Многим знакома ситуация, когда при покупке на сайте внезапно узнаёшь, что платёж не проходит из-за ограничений, выставленных банком-эмитентом. Такое бывает, например, когда пластиковая карточка «закрыта» для интернет-транзакций вообще или «открыта», но по ней существуют какие-либо лимиты.

Ситуация с установкой запрета на проведение интернет-транзакций при выпуске пластиковых карточек со временем улучшается, но очень уж медленно. Более того, при написании заявления на снятие запрета в разных банках я сталкивался со «страшилками», как я могу потерять свои деньги. Объяснять риски держателю карты, конечно, нужно, но во всём должна быть мера.

Но и в банках, где карточки изначально «открыты» для интернет-транзакций, тоже не всё гладко. Я про лимиты на онлайн-платежи. Да, чаще всего их можно снять простым обращением в call-центр по телефону, но однажды и это не помогло. В результате, на следующий день мне сообщили, что есть ещё один лимит, про который мне «забыли сообщить». К сожалению, на сайте того банка нет никакой информации о лимитах на проведение интернет-транзакций. Более того, когда я в качестве рекомендации попросил опубликовать их на сайте, мне сообщили, что это по определённым причинам невозможно. Что это, боязнь конкурентов или мошенников? Да при желании эта информация легко может быть добыта и теми, и другими. Достаточно выпустить карточку и, как клиенту банка, обратиться в call-центр. :)

Я попытался понять, почему существует такая ситуация и пришёл к выводу, что это связано с недостаточно эффективной работой в части управления рисками в банках второго уровня РК. Если у вас другое мнение на этот счёт, пишите в комментариях, обсудим.


Высокая комиссия для коммерсантов (продавцов)

Быть может, не все в курсе, но, когда мы покупаем товар по пластиковой карточке, с продавца удерживается определённый процент. Покупка через интернет — не исключение. Иной раз комиссия с продавца в размере 3-4,5% съедает больше половины его маржи. Естественно, нельзя сказать, что продавцы довольны этим. :)

Далее, банк-партнёр переводит деньги на счёт продавца не сразу, а спустя определённое время, в зависимости от договора. Чаще всего, в течение 3-10 дней. Но некоторые представители интернет-магазинов рассказывали и о 30 днях. Конечно, если в магазине продаются собственные услуги, то это не особо критично, но если речь идёт о товарах, иногда теряется смысл продавать их через интернет с оплатой платёжными карточками.

Здесь, я думаю, ситуация связана, во первых, с доминирующим положением одного из интернет-процессингов на рынке (есть и альтернативные варианты, но они пока не могут реально конкурировать с доминантом), а, во-вторых, всё с тем же управлением рисками в банках. Кстати, на сегодняшний день у нас нет ни одного интернет-процессинга, который бы подключал коммерсантов без соответствующего одобрения банка, беря на себя часть рисков. И в этом я вижу неплохую перспективу.


Доставка товаров

С доставкой товаров в пределах одного населённого пункта, где есть склад интернет-магазина проблем не возникает. Равно, как и в города-спутники. В областные центры и города с населением, приближающимся к областным центрам, тоже всё более-менее гладко. Заметно сложнее обстоят дела с отправкой в населённые пункты уровня районных центров и ниже.

Предлагаю рассматривать вопрос доставки товаров из интернет-магазинов в малые населённые пункты как часть устранения цифрового неравенства. Ведь интернет — он не только для получения информации и развлечений. Его и как практичный инструмент использовать можно. Например, для покупки товаров, которые в местные магазины не завозят в связи с отсутствием широкого на них спроса, но которые есть в интернет-магазинах.

Наладить надёжную, быструю и недорогую доставку товаров из интернет-магазинов (да и не только из них) в малые населённые пункты может помочь государство, например, используя ресурсы АО «Казпочта» и АО «Қазақстан Темiр Жолы». Об этом уже говорится не один год, сдвиги в лучшую сторону, конечно, есть, но они незначительные. А ведь логистические центры создаются и для удобства налогоплательщиков, в том числе, граждан нашей страны.


Вместо заключения

По результатам встреч я пришёл к выводу, что основным вектором приложения сил для ускоренного развития интернет-торговли должно быть создание таких условий, когда потребителям будет выгодней покупать товары через интернет, а не в традиционных магазинах или на рынках. Выгодней не только в плане стоимости, но и в плане затрат личного времени на покупку.

Вы спросите, а как же налоговые преференции интернет-магазинам? Да, возможно они и нужны (хотя лично я в этом не уверен, да и почти все представители интернет-магазинов сообщили, что можно прекрасно работать с нынешними налогами), но лишь как составная часть основного вектора. Даже если и предлагать какие-либо преференции интернет-магазинам, прежде нужно законодательно чётко закрепить термин интернет-магазин, во избежание различных трактовок и, соответственно, злоупотреблений. В принципе, разработчиком законопроекта и предлагается это сделать в проекте Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования торговой деятельности», по которому ИАК через НПП дала свои замечания и предложения. Кроме того, нужно чётко понять, почему один из каналов продаж (интернет) должен иметь особенные условия налогообложения? Мне видится, что более правильным будет, в плане получения налоговых льгот, предоставлять их на базе специальных экономических зон (СЭЗ), где такие льготы предусмотрены.


Большое спасибо тем, кто смог уделить время и встретиться со мной. Признаться, мне всегда приятно поговорить с профессионалами своего дела. Надеюсь, наши встречи были взаимно полезными. Впереди встречи с представителями эквайринговых и платёжных систем, а также логистических компаний.


Всего наилучшего,
Ваш vturekhanov

PS: при копировании материала, пожалуйста, не забывайте указывать гиперссылку на эту страницу.

  • 0



X

Размещение рекламы на сайте     Предложения о сотрудничестве     Служба поддержки пользователей

© 2011-2016 vse.kz. При любом использовании материалов Форума ссылка на vse.kz обязательна.