Перейти к содержимому





- - - - -

Компьютерная грамотность и все-все-все

Опубликовал: vturekhanov, в Казнет 24 Июнь 2012 · 2 005 Просмотров

Мысль написать пост на эту тему возникла где-то с полгода назад. В то время я чаще обычного слышал, видел и читал, что, якобы, компьютеры и лицензионное программное обеспечение (ПО) у нас слишком дорогие на рынке и поэтому население не блещет компьютерной грамотностью. Почему «якобы»? Потому что моя позиция, которую я раскрою ниже, несколько отличается от приведённой парой строк выше.

Начнём, пожалуй, с того, что дадим определение термину «компьютерная грамотность». Как выяснилось путём опроса знакомых и не очень знакомых мне людей, разные люди под компьютерной грамотностью понимают разное: от десятипальцевой печати до умения написать программу на каком-либо языке программирования. Набравшись смелости, изучив приличное количество вариантовя решил дать собственное определение. Здесь и далее под компьютерной грамотностью я буду понимать именно это:

Компьютерная грамотность — владение минимальным набором знаний и навыков работы с программным обеспечением на персональном компьютере, достаточным для электронных коммуникаций.

Допускаю, что не все с ним согласятся. Чтож, пишите в комментах причины, по которым не согласны, давайте свои определения. Обсудим. А теперь, о главном. :)

Я соглашусь с тем, что маловероятна возможность овладеть компьютерной грамотностью без практического опыта работы на компьютере. А значит, нам нужен компьютер. Персональный компьютер. Желательно, действительно персональный и желательно с легально используемым ПО (будем законопослушными гражданами). Здесь у некоторых читателей может возникнуть вопрос: «Почему именно легально используемым, а не лицензионным?». Потому что есть масса ПО, распространяемого бесплатно, которое можно совершенно легально использовать не платя никому за это денег.

Итак, попробуем, для начала, опровергнуть утверждение, что компьютеры слишком дорогие. Просто приведу ссылку (на момент написания поста было 50 предложений ноутбуков от компаний в ценовом диапазоне до 45000 тенге). Вы скажете, что многие себе не могут позволить и этого. Да, возможно, но 45000 довольно сильно отличается от 150000 – 200000 тенге, которые время от времени приводятся в поддержку мнения о дороговизне персональных компьютеров. Да, конечно, конфигурация у предлагаемых ноутбуков в ценовом диапазоне до 45000 тенге не позволит играть в современные 3D игры, но мы ведь говорим о компьютерной грамотности, а не о развлечениях, не правда ли? Их «мощности» вполне хватит не только на просмотр сайтов в интернете и переписку, но и на прослушивание песен и просмотр фильмов.

Теперь о ПО. Говорят, чтобы использовать ПО легально, нужно также расстаться с достаточно большой суммой денег: за операционную систему (Windows XP или Windows 7), и офисные приложения (Microsoft Office), различные утилиты. И здесь позволю себе не согласиться. Во-первых, некоторые производители ноутбуков уже включают в цену ноутбука стоимость операционной системы Windows, а ещё более некоторые (я видел, как минимум, у HP) ещё и Microsoft Office со специальной лицензией для домашних пользователей: показывается небольшой рекламный баннер и доступны только Word и Excel. Во-вторых, на ПО Microsoft свет клином не сошелся, есть как бесплатные операционные системы (например, Linux с целым семейством различных дистрибутивов под разные задачи), так и офисные приложения (OpenOffice, LibreOffice) и утилиты. Вы скажете, что не все тут «программисты», чтобы разобраться во всяких там линуксах и опенофисах. Я вам отвечу: их использование не требует каких-либо специальных знаний. Да, некоторые вещи отличаются от привычных в Windows, но это лишь дело привычки.

Здесь хочется обратить внимание чиновников от образования на тот факт, что со школьной скамьи мы фактически не оставляем выбора детям, давая им представление о том, что если операционная система, то это Windows, а если офисные приложения, то это Microsoft Office. Естественно, вырастая, люди используют то, к чему уже привыкли ещё со школьной скамьи. Только в последние несколько лет всё громче стали звучать призывы к использованию альтернативного (чаще всего свободного) ПО как в сфере образования, так и просто в жизни. Надеюсь, эти призывы будут услышаны.

Но вернёмся к доступности компьютеров для широких масс населения. Из показанного выше видно, что персональный компьютер может себе приобрести если не каждый, то очень многие, особенно если воспользоваться потребительским кредитованием (45000 на 12 месяцев — это 3750 тенге в месяц). Было бы желание. Отсюда я делаю вывод, что если у нас действительно есть низкий уровень компьютерной грамотности среди населения, то уж явно не из-за дороговизны персональных компьютеров. «Из-за чего же?», спросите вы. Возможно, от отсутствия необходимости (причин) в её (компьютерной грамотности) обретении, а может просто от лени. Как исправить второе — не знаю. А вот с первым всё более-менее ясно: чем больше будет удобных электронных сервисов (например, электронное правительство, покупка товаров и услуг через интернет), тем большее преимущество получат те, кто с компьютером «на ты», тем больший стимул будет у остальных становиться компьютерно-грамотным. Возможно, одним из драйверов этого послужит разрабатываемый и обсуждающийся сейчас проект закона об электронной коммерции.

На этой оптимистической ноте разрешите закончить сей опус.
Не забываем оставлять комментарии, выражая своё согласие или несогласие с написанным.
Ваш @vturekhanov


Впервые опубликовано 19.06.2012 на Орде.

  • 0



"...для электронных коммуникаций" ???
Коммуникация - передача сообщений от одной стороны - другой.
Прошу пояснить, что за коммуникации имелись в виду - человек-ПК (едва ИИ не написала ;)), или человек-человек посредством компьютера?

Вопрос - для чего людям нужен ПК. В большинстве своем - то самое пресловутое общение с использованием программ (не суть дела - легальных, ворованных, крякнутых и так далее), настройка которых понятна... хм... для умеющего читать.
Более того. Если взять продукцию мелко-мягких, наблюдается тенденция к отучению людей от минимальных мыслительных усилий. То есть программы умнеют и умнеют, живя своей жизнью и приучая к этой жизни пользователей. Меня, например, несказанно бесит, что когда я попадаю за комп с новым, ненастроенным под меня ПО, мне приходится некоторое время объяснить, кто в доме хозяин. И что я знаю, как для меня лучше.
Большинство же "опытных пользователей" чаще всего подобным не заморачивается. Так что зачем нужна какая-то комп. грамотность, когда за человека все всё готовы сделать?
    • 0

Прошу пояснить, что за коммуникации имелись в виду - человек-ПК (едва ИИ не написала ;)), или человек-человек посредством компьютера?

Имелись в виду коммуникации человек — кто/что угодно. :) Да-да, как общение между людьми, так и запросы в автоматизированные системы, отправляющие ответ или предпринимающие определённые действия автоматически.

Так что зачем нужна какая-то комп. грамотность, когда за человека все всё готовы сделать?

Далеко не все и далеко не всё :)
Когда устройства начнут понимать рукописный текст или естественную речь без ограничений, тогда да, возможно и не нужна будет.
    • 0
Вовк, имхо недостаток компьютерной грамотности, в наших условиях, не от недостатка компьютеров или ПО, а от недостатка грамотности вообще.
Я не раз, не два и не десять сталкивался с подобной ситуацией:
u: Ааа!!!! Всё пропало!!!! Оно не работает!!!
a: Что именно не работает?
u: Программа (интернет, связь)!
a: Что значит "не работает"?
u: Оно что-то не понятное написало!
a: Что именно написало?
u: читает сообщение, написанное программой.
a: Перевести на русский (с русского)?
u: Нет. Спасибо. Я всё понял.

У нас практически все знают алфавит. Многие из букв могут собрать (в меру качественно) слова. Но вот из прочитанных слов собрать осмысленное предложение...
Наша методика образования, хоть школьная, хоть специальная, хоть академическая, делает слишком малый упор на умение думать. Больший упор делается именно на запоминание. То же ЕНТ это замечательно показывает.
Именно по этому, человек за компом, видя незнакомую табличку, даже не пытается разобраться в ситуации.
    • 1

Имелись в виду коммуникации человек — кто/что угодно. :) Да-да, как общение между людьми, так и запросы в автоматизированные системы, отправляющие ответ или предпринимающие определённые действия автоматически.

Гхм... в самом начале комп для меня был просто смесью усовершенствованной печатной машинки и пушкинской библиотеки. Честно сказать, теперь это супер-усовершенствованная машинка + много-много библиотек. ;)
С моей ТЗ комп.грамотность - это способность самостоятельно максимально удобно наладить рабочий процесс ты-компьютер-окружающий мир. То есть зная желаемый результат настроить компьютер так, чтобы он максимально быстро и удобно помогал в достижении этого результата.
В общем, если я хочу постоянно печатать тексты в определенном формате, с определенными автозаменами, грамотность заключается именно в отладке текстовой программы (неважно какой), чтобы потом не приходилось беспокоиться о шрифте, полях и заменах.

Далеко не все и далеко не всё :)Когда устройства начнут понимать рукописный текст или естественную речь без ограничений, тогда да, возможно и не нужна будет.

Тогда люди совсем, имхо, разучатся думать, читать, писать. А зачем - все комп сделает.. Надо - прочтет томным женским голосом на ночь сказочку, надо - напишет все, лучше секретарши. Ужас...
    • 0
Кстати, на тему служб поддержки. Неоднократно замечала - мегалайн, звонок в службу поддержки.
1. Уровень - милая девочка, которая проверяет, нет ли задолженностей, и нет ли глобальных проблем, как-то оборванный кабель или авария. Задать ей тех.вопрос или объяснить проблему - нарваться как в том анекдоте "yes, i do - ЧЕГО???". Ее уровень решения проблем - кого вызвать: монтера, который должен проверить щиток, или тех, кто будет настраивать комп. клиента.
Прорваться через этот уровень... сложно, но можно. Более того, большинство пользователей на нем и остаются. У меня соседи трижды вызывали спецов. Все три раза проблема была одинаковая - расшалившийся кис выдергивал шнур из розетки. Мля...
2. На следующий уровень попадаешь после настойчивых просьб "соедините меня с технарями". Там идет разговор на более-менее одном языке. Во всяком случае они понимают проблему, с которой я столкнулась, я понимаю пути ее решения.
Но в любом случае перед звонком в службу поддержки, проверяются все шнуры, модем, контакты, комп и так далее.
    • 1
Дело не в доступности техники и ПО - дело в нежелании учиться (Fiona и kornel очень даже правы). Пока не заставишь людей думать над проблемой и искать ее решение - проблема решена не будет, какой бы простой она ни была. У меня жена научилась и скайп ставить, и альтернативные браузеры, и торрентами пользоваться после того, как я самоустранился от проблем, решение которых находится по первой же ссылке гугла при верно составленном запросе.
Т.е. фундаментальных проблем две - неумение оформлять свои требования/желания в осмысленные предложения и желание переложить любые свои трудности на других.
    • 1

Дело не в доступности техники и ПО - дело в нежелании учиться (Fiona и kornel очень даже правы).

Я извиняюсь, а в самом посте что написано? Отсутствие стимула и лень. :)
    • 1

Кстати, на тему служб поддержки. Неоднократно замечала - мегалайн, звонок в службу поддержки.

Ты что сказать этим комментом хотела?)
    • 0

Тогда люди совсем, имхо, разучатся думать, читать, писать. А зачем - все комп сделает.. Надо - прочтет томным женским голосом на ночь сказочку, надо - напишет все, лучше секретарши. Ужас...

Ну почему сразу ужас? Да, будет всё по-другому. Лучше это или хуже, чем есть сейчас — пока неизвестно.
    • 0

Вовк, имхо недостаток компьютерной грамотности, в наших условиях, не от недостатка компьютеров или ПО, а от недостатка грамотности вообще.

В том, что ты привёл, нет недостатка грамотности. Там либо невнимательность, либо отсутствие желания думать, что тоже можно привести к отсутствию стимула и лени. :)
    • 0

Дело не в доступности техники и ПО - дело в нежелании учиться (Fiona и kornel очень даже правы).

Я извиняюсь, а в самом посте что написано? Отсутствие стимула и лень. :)

Я насчитал 4 абзаца, в которых ключевым понятиям были деньги - платность/бесплатность ПО, доступ к железу. Т.е. в Вашем посте акценты расставлены так, что у читателя невольно возникает чувство того, что причина вовсе не в лени и стимулах учиться) А предпоследний абзац уже читается наискосок))
    • 1
Солнце, у тебя речь в основном о доступности компов населению. Типа - каждому по компу и он станет охренительно грамотным. Черта с два.
Легальность - не легальность ПО вообще никаким, имхо, боком.
Все просто - кто хочет, тот ищет пути. Кто не хочет - тот ищет причины. Наверное, 80% владельцев ПК совершенно компьютерно безграмотны. Потому что им это совершенно и абсолютно не нужно.
За них все придут и сделают - настроят ПО, вставят шнур в розетку. Они все останутся на 1 уровне общения с мегалайновской поддержкой. И будут более чем довольны. И их дети в большинстве будут такими же - не желающими, не пытающимися в чем-то разобраться, что-то понять. Просто нажимающими на кнопочки, пользующимися стандартными конфигурациями и если что звонящими технарям - ааа, все пропало, гипс снимают... тьфу, монитор не загорается, курсор не движется, блок питания жужжит/не жужжит...
PS: как будет - посмотрим, конечно. Но пока все футуристические картинки, ролики и прочее меня нервируют.
    • 0

либо отсутствие желания думать, что тоже можно привести к отсутствию стимула и лени. :)

Имхо, рождаясь люди не умеют думать. Их надо этому обучать. Так-же как счету, письму и т.п. Именно отсутствие умения думать я и называю отсутствием грамотности.
    • 0

А предпоследний абзац уже читается наискосок))

Судя по всему, первый тоже. :)
    • 0

Солнце, у тебя речь в основном о доступности компов населению. Типа - каждому по компу и он станет охренительно грамотным. Черта с два.

У меня речь о том, что уровень компьютерной грамотности населения не зависит от доступности компов для него, а зависит от несколько других вещей.
    • 0

Имхо, рождаясь люди не умеют думать. Их надо этому обучать. Так-же как счету, письму и т.п. Именно отсутствие умения думать я и называю отсутствием грамотности.

Я не буду пытаться изменить твою позицию по данному вопросу. Скажу лишь, что она противоречит общепринятому определению термина «грамотность».
    • 0
X

Размещение рекламы на сайте     Предложения о сотрудничестве     Служба поддержки пользователей

© 2011-2017 vse.kz. При любом использовании материалов Форума ссылка на vse.kz обязательна.