Перейти к содержимому





- - - - -

Про Фромма

Опубликовал: Леди Буся, 17 Март 2012 · 1 394 Просмотров

Слушаю его "Бегство от свободы".
Закончила пока четвертую главу.

Что могу сказать. Нужно быть очень сдержанным человеком, чтобы не превратиться в революционера, читая о том, что на самом деле современные свободы - это пшик, видимость, что настоящая свобода не может развиваться в современном капиталистическом обществе, что изначально в этом виновата Реформация, что благодаря протестантству общество превратилось в то, чем стало, как все это слегкостью и логичностью доказывает Фромм.

Еще из очень глубоких цепочек рассуждений - сравнение любви и нелюбви. Краткое, в несколько абзацев описание любви (к себе, к другим, к миру). Очень четкое описание эгоизма и нарциссизма и отличия их от собственно любви. Буквально парой слов описать что любовь - это не само чувство, а только возможность. То есть она присутствует в человеке изначально, и все ее "появления" (влюбленность в другого, любовь к ребенку, к родителям, к себе) - это всего лишь проявление на поверхности уже существующего чувства.

Очень яркое описание эгоизма и нарциссизма как проявление не любви, а ненависти к себе.

Очень четкое же и глубокое описание того, как сам строй, само общество развивает в нас неуверенность в себе, эгоизм, чувство неполноценности, как делают нас дураками реклама и демократические "свободы". Описание на таких примерах, как любовь общества к мультикам типа "Микки Мауса" и (это уже отсебятина) "Том и Джерри" - когда маленькое слабое существо получает награду или победу, или избегает страшной опасности за счет способности удирать, хитрости, вероломства и счастливых случайностей. Или описание того как развивается в человеке чувство собственной незначительности на примере супермаркетов и современных выборов.

И за всем этим стоит доброта Фромма, его гуманизм, то есть буквально - желание обелить человека, успокоить его тем, что не он виноват в своем неврозе, что это общество сделало его таким, что все наше общество строится таким образом, чтобы усугубить невротические проявления личности, а не успокоить их, не облегчить.

Вот про это я и говорила вначале, вот в этот момент главное - не взять в руки винтовку и не пойти стрелять неизвестно кого, борясь в очередной раз за свою свободу и счастье человеческое, сняв наконец-то с себя ответственность за свой невроз и возложив ее на первого попавшегося буржуя. В этот момент главное вспомнить, что и буржуя Фромм описывает как, в основном аскетичного невротичного несчастного человека, подчиненного внешним целям, невротика, чей невроз просто очень хорошо уложился в существующую машину современного общества. Вспомнить и успокоиться. И попытаться читать дальше, помня о гуманном отношении к людям вообще так, как проявлял его сам Фромм. Вспомнить и о том, что отсутствие вины за невроз еще не снимает ответственности с самого человека за собственное излечение. Помнить, что нужна ответственность за себя, а не перекладывание этой ответственности на, исключительно, внешние обстоятельства и объективные причины.

Вот собсно пока резюме от прочитанных (точнее, прослушанных) четырех глав "Бегства от свободы".

  • 0



Мда... у меня Фромм... правда чтение оного, а не прослушивание вызвал совсем другие эмоции. В личной беседе подобные эмоции приводят к тому, что собеседник берется за плечи и качественно трясется. ;)
Меня несказанно бесит то, что весь свой неофрейдизм он направил на одно - на оправдание человечества в целом и каждого индивидуума в частности. Не мы - сволочи, это реклама\капитализм\пришельцы с Марса и прочее виноваты. Как удобно. Как замечательно во всех своих ошибках винить кого-то, кроме себя.
То есть жизнь человека как-то начинает делиться на два этапа - до встречи с Фроммом, когда любой поступок человека оправдывается. И после встречи с Фроммом - когда нужно начать отвечать за свои поступки. Гитлеру и Христу не повезло. Но кто сказал, что человек примет эту ответственность, если с него сняли все предыдущие грехи? Фиг. Этакого рода индульгенция.
Пока человек не осознает, что он отличается от животного возможностью выбора, но вместе с тем он отвечает за этот выбор от начала и до конца, без посредников, без ссылок на тяжелые детские воспоминания, ни о какой свободе, ни о каком человеке разумном речи идти не может.
    • 0
Это еще не все, но я не буду давать коммент длиннее записи. ;)
    • 0
Не совсем поняла - ты ругаешь Фромма за то что он оправдывает всех невротиков скопом? Или людей, которые его "Бегство от свободы" (больше просто пока не читала) восприняли как возможность снять с себя вину за свой невроз?
    • -1
Фромма я взяла почитать потому, что о нем постоянно говорит Карен Хорни (а ее я прямо обожаю, практически наизусть выучила ее книги). И вообще они работали вместе.
Так вот в сравнении с Хорни Фромм более широкий, более всеобъемлющий. А Хорни зато в сравнении с Фроммом глубже и четче показывает саму сущность человека. Но оба они являются яркими представителями гуманистической психологии, которая, да, снимает с человека вину за его невроз, но при этом позволяет невротику с меньшим напряжением и с большим пониманием и желанием взять на себя ответственность за него.
Разные вещи - вина и ответственность.
Это то, что я вчера не написала, потому что не хотела проводить сравнительный анализ и свои мысли по этому поводу.
    • -1
Ну с Фроммом познакомилась лет 10 назад, наткнувшись на сборник "Сумерки богов" - Ницше, Камю, Сартр, Еще кто-то. Не суть.
Не так давно наткнулась на упоминание, перечитала.
Сейчас поясню мысль. Многие подобные философы делают достаточно, на мой взгляд, гнусную вещь. Они ОПРАВДЫВАЮТ, учат оправдывать любые поступки человека. Причем пытаются избавить от любого чувства вины - даже более чем оправданного. Получается, что человек - это такая слабосильная марионеточка, которую за веревочки дергают все и всё, кому и чему не лень. И это не человек избил, к примеру, своего ребенка до полусмерти - нет, это какой-нибудь эдипов комплекс, тяжелое детство и 8-битные игрушки виноваты. А он совершенно не причем. И не виноват. Это так, утрирую.
И очень мало книг учат тому, что человек - взрослое, разумное существо с правом выбора и ответственностью за свой выбор. Выбрал избиение ребенка - это не детские комплексы виноваты, это ты - мудак.
Постоянный лейтмотив - все вокруг виноваты, один я весь в белом.
Представители гуманистической психологии, с моей точки зрения, боятся черное назвать черным. Берем какого-нибудь маньяка, который с кайфом, чувством, толком, расстановкой потрошит свои жертвы. Ловим его. Пытаемся посадить на электрический стул... И вдруг начинается - маньяк оказывается белый и пушистый, просто жил в болоте. :(
Так, стоп. Я опять ввязываюсь в спор про субъективные оценки и восприятие. Все вышенаписанное - чисто мое имхо, и моя смыслообразующая призма. У меня аллергия на все варианты бегства от ответственности за свои решения.
    • 0
да нет, это не субъективные оценки, скорее, смешение категорий

есть категория вины и наказания, а есть категория ответственности.

если судить исходя из позиции вины и наказания - все верно, что ты говоришь. Виновен? - Значит обязан быть наказан и нех оправдываться эдиповым комплексом или, там, анальным, пардон, либидо.

Но если посмотреть на ситуацию с точки зрения ответственности, а не вины, то вина вообще не при чем (вечно забываю как это наречие пишется). Вина с точки зрения ответственного человека является иррациональным чуваством - зачем испытывать вину (весь тот спектр отрицательных эмоций от самопорицания до страха мести), если ты согласен и берешь на себя ответственность за все свои мысли и действия.

Ответственность не в том смысле, что это тяжеленный воз, который я обязана идеально на себе тащить, а осознание, что я решила именно это, или сделала именно то, не прикрываясь рационализацией (я сделала так, потому что иначе не получится) или еще какой проекцией и экстернализацией (это не я, это они).

Вроде бы, на первый взгляд, там, где есть осознанная вина - там есть и ответственность: признаешь свою вину? Исправляй!

Но на самом деле эта связь всегда отсутствует. Потому что вина на самом деле есть проявление безответственности: я согласен испытать вину, согласен заняться самобичеванием, но пожааалуйста, исправьте это за меня! вы же видите - я же себе уже достаточно боли принес своим осознанием вины и даже согласен еще терпеть боль (избейте меня, если надо или лишите свободы, в общем, причиняйте мне страдания), но не заставляйте меня еще и делать что-то, хнык-хнык


Мне кажется, как раз и Хорни, и Фромм (других представителей гуманистической и психоаналитической психологии пока не читала) подводят человека как раз к тому, что вина вообще не нужна - что это абсолютно деструктивное иррациональное чувство, которое только сделает тебя еще несчастнее, чем ты есть, и что вина и ответственность как раз разные вещи.

Почему человек не хочет брать на себя ответственность? Потому что он путает ее с чувством вины - что, если он возьмет на себя ответственность, ему придется причинять себе боль самобичеванием.

А Хорни и Фромм как раз разрывают эту связь, показывают, что это явления разного порядка. И тогда, осознав, что ответственность не есть вина, и что никто не требует от человека заниматься самоистязанием, этот человек с большей охотой и осознанием возьмет эту ответственность на себя.

И в этом как раз и проявляется гуманизм этого направления психологии - такая позиция и гуманнее (не требует от человека самоистязания и согласия терпеть боль, избавляет его от чувства вины и плохого отношения к самому себе), и в то же время рациональнее - позволяет человеку взять-таки на себя ответственность за себя же.
    • -1
Лет, наверное, 20 назад, увлекалась Фроммом, а сейчас даже вспомнить не могу ни одной его теории...
    • 0

Доска объявлений о туризме и отпуске в Гоа

http://tvab.info/
Изображение
Это мой сайт. Совершенно бесплатная доска объявлений о туризме и отпуске в Гоа. Здесь вы можете найти контакты владельцев арендного жилья и транспорта и многого другого.

Декабрь 2016

П В С Ч П С В
   1234
56789 10 11
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Последние комментарии

Последние записи

Поиск по блогу

пользователей просматривает

0 пользователей, 3 неизвестных прохожих, 0 скрытых пользователей

X

Размещение рекламы на сайте     Предложения о сотрудничестве     Служба поддержки пользователей

© 2011-2016 vse.kz. При любом использовании материалов Форума ссылка на vse.kz обязательна.