Перейти к содержимому





- - - - -

Песня о Тельмане(1934)

Опубликовал: FL1, 10 Декабрь 2009 · 397 Просмотров

Песни композитора Виктора Томилина (1908-1941).

Осенью 1936 года Эрнст Буш вместе с Эрихом Вайнертом приехал в Ленинград.
<...>
С большим подъемом прошли встречи с ленинградскими композиторами, проявившими горячий интерес к искусству певца и к его репертуару. Особенно увлекся Бушем и Вайнертом молодой композитор Виктор Томилин, не пропускавший ни одного выступления, ни одной встречи с немецкими друзьями. Он приходил на наши занятия с Бушем, беседовал с ним, стремясь постигнуть тайну воздействия певца на слушателей. Тогда завязалась творческая дружба Томилина с Эрихом Вайнером, на стихи которого композитор написал несколько отличных песен, посвященных теме антифашистской борьбы испанского народа.

Г. Шнеерсон


Изображение

Томилин Виктор Константинович [2 (15) V 1908, Бердичев - 1 XII 1941, погиб в бою у Невской Дубровки, под Ленинградом] - советский композитор.

В 1927 окончил Киевский муз.-драм. институт им. Н. В. Лысенко, в 1927-28 учился в Ленингр. центр. муз. техникуме по классу композиции у П. Б. Рязанова, в 1932 окончил Ленингр. консерваторию по классу композиции у В. В. Щербачёва.

Большую творческую работу он сочетал с общественной. Участник фольклорных экспедиций в Крым, Чувашию, Кабардино-Балкарию.

Успешно работал в области массовой песни (осн. темы - революционная, Гражданской войны); лучшие песни Т. получили широкое распространение, среди них "Песня о Тельмане" (сл. Е. И. Рывиной, 1934); "Песня советских моряков" (сл. Рывиной, 1937), "Песня народного фронта" (сл. Э. Вайнерта, рус. пер. Вс. Б. Азарова, 1937), "Песня о Долорес Ибаррури" (1937), "Лина Одена" (сл. Е. Г. Полонской, 1937), "Пауль Лукач" (сл. Азарова, 1938), "На дубу зелёном" (слова народные, 1941), "Батарейная", "Песня Народного ополчения" и "Артиллерийская" (1941).

Значит. внимание уделял музыке для детей. Преподавал в муз. школах Киева и Ленинграда, с 1934 - в Муз. техникуме при Ленингр. консерватории (ныне Муз. уч-ще им. Н. А. Римского-Корсакова), руководил коллективами художеств. самодеятельности.

В начале войны Виктор Томилин поступил в школу младших лейтенантов, по окончании ее сражался на передовой и погиб 1 декабря 1941 года в бою у Невской Дубровки, под Ленинградом.


http://militera.lib....oy_pory/45.html

Много лет назад в ленинградской школе № 235 был создан теперь уже ставший народным музей «А музы не молчали».

И все эти годы мы убеждаемся: какое это могучее средство становления характеров — память!

Когда-то поэт Михаил Дудин сказал ребятам: «Ваш музей — мостик от вас к нам». Вот он, этот мостик: сегодняшние экскурсоводы по музею и — снова проживающие свое детство открыватели первой нашей выставки, посвященной великому немецкому певцу Эрнсту Бушу и композитору Виктору Томилину, погибшему в атаке на Невской Дубровке. Друг Томилина, балтийский поэт, автор текстов его песен Всеволод Азаров и — нарядные малыши, вручающие ему гвоздики.

http://www.echomsk.s...e...3&ida=70708

Н. КОСТИЦИНА: А с какого экспоната началось создание коллекции музея?

О. ПРУТТ: Вы знаете, наверное, самым первым... Мы, в общем, до сих пор как-то не можем остановиться на этом, потому что разные люди вспоминают...

Н. КОСТИЦИНА: А сколько уже экспонатов?

О. ПРУТТ: Вы знаете, больше 20 тысяч подлинников. Первый экспонат, я Вам могу сказать, это очень интересно, потому что, может быть, он был и первым, а, может быть, он был в числе первых. Дело в том, что ребята поехали в Невскую Дубровку и увидели там улицу имени композитора Томилина - Виктора Томилина. И вот они заинтересовались, почему, - война, бои, это страшное место, - почему композитор? И вообще, какова его судьба? И по просьбе Евгения Алексеевича Линда, учителя нашей школы, который как раз инициатором был, вот таким генератором в работе по созданию музея, они взяли метр квадратный земли и привезли. То есть, не просеивая, все, что там было в этом метре. Вот этот метр земли положили у нас под стекло. Вот та витрина, которая связана с Томилиным, и вот эта вот земля - это то, с чего начинался наш музей. Искусство и война. Земля, в которой было еще очень много осколков, всяких ржавых каких-то кусочков, корни травы, которая не взошла, и земля, которая пропитана и кровью, и болью. В общем, вот такой вот совершено уникальный у нас экспонат. И можно считать, что это первый экспонат.


http://unilib.chel.s.../source/mir.htm

В предвоенные тридцатые годы молодые композиторы были полны энтузиазма, разнообразны были их творческие устремления. Они отражали в своих сочинениях не только глобальные темы своей эпохи, но и внутренний мир современника. Они могли еще творить, талант их только расцветал, обретая силу, глубину, зрелость. Но в годы войны многие композиторы ушли добровольцами на фронт, многие из них погибли в боях за Родину или в оккупации. "Если бы они были живы, они стали бы гордостью нашей музыкальной культуры. Они отдали за Родину самое дорогое - жизнь", - так писал о них композитор Тихон Хренников.


Название: Lied der Volksfront Песня Народного фронта - немецкий язык
Описание: "Was einst geschlecht sich um geschlecht in heißem kampf errang..." Народный фронт - коалиция коммунистов, социалистов и всех демократических сил, созданная для борьбы с фашизмом в Испании в 1936 г.
Одна из тех песен, которые Эрнст Буш исполнял в Испании в 1937-38 гг. Запись 1960-х гг. Памяти композитора Виктора Томилина - погиб 1 декабря 1941 г. в бою под Ленинградом у Невской Дубровки.
Музыка: Виктор Томилин Слова: Эрих Вайнерт (Erich Weinert) 1937г. Исполняет: Эрнст Буш (Ernst Busch)
Download mp3 file:
http://www.sovmusic....php?fname=s9412

Еще один вариант исполнения с более полным текстом:

Название: Lied der Volksfront Песня Народного фронта - немецкий язык
Был также советский вариант песни в пер. В.Б. Азарова. Запись из альбома "100 Jahre Deutsches Arbeiterlied - Eine Dokumentation (Eterna 1967)".
Музыка: Виктор Томилин (обработка Kurt Greiner-Pol) Слова: Эрих Вайнерт (Erich Weinert) 1937г. Исполняет: Karl-Heinz Weichert, Hermann Hähnel, Männerchor und Blasorchester Leitung: Heinz Arenz
Download mp3 file:
http://www.sovmusic....php?fname=s9411


Более ранняя песня Томилина - "Песня о Тельмане" (1934)

Название: Песня о Тельмане - 02:38
Описание: "Мы отбили Димитрова, надо Тельмана отбить!.."
Яркая, выразительная песня, своим чеканным и напряженным ритмом и мелодией напоминающая о песнях Г.Эйслера.
Музыка: В. Томилин Слова: Е. Рывина 1934 г. Исполняет: Ансамбль п/у А. В. Александрова Исполнение: 1938 г.
Download mp3 file:
http://www.sovmusic....?fname=pesnya45

Песня о Тельмане
Музыка: В. Томилин Слова: Е. Рывина

По горам и по равнинам,
Над Гаронной, на Невой,
Над Парижем, над Берлином,
Над Советскою Москвой -
Всем ветрам шумя навстречу,
Загремев на всех путях,
Клич идёт на всех наречьях:
Всех возможных языках!

Припев:

И голоса звучат отдельно,
Сливаясь вместе в один призыв:
Дорогу Тельману! Свободу Тельману!
Вождь пролетариев да будет жив!

Нашим вновь друзьям готовят
Пытку, смерть или тюрьму.
Эрнст виновен? В чём виновен?
Он виновен потому,
Что его простое слово
Может пулею разить.
Мы отбили Димитрова
Надо Тельмана отбить!

Припев.

Страшный мрак фашистской ночи
Простирается над ним,
Сына гамбургских рабочих
Мы врагу не отдадим.
И одно должны сурово
Миллионы повторить:
Мы отбили Димитрова
Надо Тельмана отбить!

Припев.

1934

Song about Ernst Thaelmann

Ernst Thälmann was the leader of the Communist Party of Germany (KPD) during much of the Weimar Republic. Thalmann was elected to the Reichstag in 1920 and over the next few years emerged as the leader of the KPD and was the party's presidential candidate in 1932. After the Reichstag Fire on 27th February, 1933, the Nazi Party launched a wave of violence against members of the German Communist Party and other left-wing opponents of the regime. This included Thalmann who was arrested and imprisoned on 3rd March 1933. Ernest Thalmann was executed in Buchenwald Concentration Camp on 18th August 1944.

Димитров, Георгий (1882-1949), болгарский коммунист, которого нацисты обвинили в поджоге рейхстага.

Вскоре после поджога рейхстага 27 февраля 1933 Димитров, Попов и Танев были арестованы нацистскими властями и предстали перед судом. На организованном германскими фашистами Лейпцигском процессе (21 сент.— 23 дек. 1933) Димитров разоблачил гитлеровское судилище и его организаторов. Его драматическое противостояние на суде с Германом Герингом облетело весь мир. Провал обвинения и широкое движение протеста во всём мире заставили суд оправдать Димитрова и других обвиняемых коммунистов.

О фильме «Борцы» («Kampfer») о Лейпцигском процессе 1933 года см. ниже.


Эрнст Тельман (Ernst Thälmann; 16.4.1886, Гамбург, - 18.8.1944, концлагерь Бухенвальд), — лидер немецких коммунистов, один из главных политических оппонентов Гитлера. Родился 16 апреля 1886 в Гамбурге. Рабочий. В 1903 вступил в Социал-демократическую партию Германии (СДПГ), в 1904 - в профсоюз транспортных рабочих. В 1915 мобилизован в армию и отправлен на Западный фронт.

В 1918 Тельман участвовал в Ноябрьской революции в Германии в составе левого крыла Независимой социал-демократической партии Германии (НСДПГ). В 1920 вступил в Коммунистическую партию Германии (КПГ). С декабря 1920 председатель гамбургской организации КПГ и член городского совета. Летом 1923, как делегат 3-го конгресса Коминтерна, посетил Сов. Россию. В 1924-33 депутат рейхстага от КПГ. С начала 1925 возглавлял Союз красных фронтовиков.

В конце 1925 Тельман был избран председателем Центрального комитета КПГ. Дважды, в 1925 и в 1932 Тельман баллотировался на пост президента Германии.

После прихода Гитлера к власти в 1933 Тельман ушел в подполье. Через несколько дней после поджога рейхстага он был арестован и посажен в берлинскую тюрьму Моабит (1933-37), затем содержался в тюрьмах Ганновера (1937-43) и Бауцена (1943-44). В августе 1944 Тельман был переведен в концлагерь Бухенвальд, где и был расстрелян 18 августа 1944 по прямому указанию Гитлера и Гиммлера.

Подробнее об этом см.:
П.Пшибыльский "ДЕЛО ОБ УБИЙСТВЕ ТЕЛЬМАНА"
http://leftinmsu.nar...lmann_delo.html


Агитация КПГ. "Ты должен выбрать Тельмана". Выборы март 1925 г.
Изображение

Эрнст Тельман (Ernst Thälmann) во главе колонны демонстрации, 1926 г.
Изображение

Эрнст Тельман (Ernst Thälmann) выступает перед ротфронтовцами на открытии памятника погибшим, июнь 1926 г.
Einweihung des Denkmals für die Toten von 1919 auf dem Friedhof in Berlin-Friedrichsfelde 1926. Weiherede von Ernst Thälmann vor Spalier von RFB-Männern. Architekt des Denkmals war Ludwig Mies van der Rohe.
Изображение

Эрнст Тельман (Ernst Thälmann), июнь 1927 г.
http://i026.radikal....d6f1ab60271.jpg

Эрнст Тельман (Ernst Thälmann) выступает на митинге во время первомайской демонстрации, Берлин, 1932 г.
Thälmann spricht vor kommunistischer Mai-Demonstration in Berlin 1932.
Изображение

Предвыборный плакат КПГ, 1932 г. "Борись против голода и войны! Голосуй за Тельмана!"
Изображение

Эрнст Тельман (Ernst Thälmann), 1932.
Изображение

Название: Тельман – речь 15 февраля 1928 в Колонном зале - 00:58
Описание: Пламенное выступление немецкого коммуниста, председателя ЦК КП Германии, жизнь которого закончилась в застенках Бухенвальда. С русским недословным переводом и пояснениями.
Исполняет: Эрнст Тельман Исполнение 1928г.
Download mp3 file:
http://www.sovmusic....?fname=ernsttel

Еще песни с требованиями освобождения Тельмана:

Canción a Thaelmann

Esta canción, cuya letra compuso Rafael Alberti, es la primera de tipo social que se ha escrito en nuestra época en España destinada a ser cantada por la clase trabajadora. Alcanzó una gran popularidad, siendo muy conocida por los obreros, los cuales la cantaban en mítines, entierros y manifestaciones ya por el año 1933. (Carlos Palacio, "Colección de Canciones de Lucha")


Canción a Thaelmann - испанский
Letra: Rafael Alberti
Música: Jesús Villatero

¡Camaradas, hombro con hombro!
¡Camaradas, más firme el paso!
¡Para marchar en cadena
una cadena tejamos!
¡Para marchar en cadena
una cadena tejamos!

¡Norte, Sur, Este y Oeste!
Unidos vienen cantando,
los proletarios avanzan,
ya avanza el proletariado,
¡Viva!.
Thaelmann será libertado.

¡Camaradas, hombro con hombro!
¡Camaradas, más firme el paso!
¡Para libertar a Thaelmann
hoces y puños en alto!
¡Para libertar a Thaelmann
hoces y puños en alto!

Ya las hachas retroceden,
tiembla Alemania sangrando,
rueda por tierra el fascismo,
¡Muera!
al pie del proletariado.

===========================================================
Thälmann-Lied (Für den Kameraden Thälmann: Hoch die Faust!) - немецкий
Text: Erich Weinert; Musik: Paul Arma

Ernst Thälmann, der ging uns voran
die Faust geballt zum Schlagen.
Kolonnen wuchsen Mann an Mann,
den Kampf voranzutragen.
Er ging voran, wo die Fahne braust
Für den Kameraden Thälmann: Hoch die Faust!

Er fiel den Schindern in die Hand,
die kaufen falsche Zeugen.
Er hält der Qual und Folter stand,
die konnten ihn nicht beugen
trotz Mord und Tod, der im Kerker haust.
Für den Kameraden Thälmann: Hoch die Faust!

Es schallt Alarm: Das Mordgericht
will ihm den Kopf abschlagen.
Doch wenn die Welt zum Sturm aufbricht,
dann werden sie's nicht wagen.
Reißt weg das Beil, das schon niedersaust!
Für den Kameraden Thälmann: Hoch die Faust!

Dimitroff haben wir befreit,
weil wie die Welt entflammten.
Drum wieder in die Ohren schreit
den Henkern, den verdammten.
Die Welt ist wach, die Empörung braust:
Für den Kameraden Thälmann: Hoch die Faust!

Text: Erich Weinert (1934)
Musik: Paul Arma

Zit. n. Schallplattenaufnahme von Ernst Busch für Gramplastrest, Moskau 1936.
(Цитата по тексту с пластинки, записанной Эрнстом Бушем для "Грампласттреста", Москва, 1936).


Фильм о Лейпцигском процессе 1933 года «Борцы» («Kampfer»), «Межрабпомфильм», Москва (1936).
Фильм есть в интернете на торрентах.

http://www.kinozapiski.ru/article/256/

Фильм Вангенхайма «Борцы» — первая непосредственно антигитлеровская, антифашисткая картина, центральной сценой которой была речь Георгия Димитрова на Лейпцигском процессе.

Судьба этого фильма, созданного немцами-антифашистами на «Межрабпомфильме», удивительна. Его московская премьера состоялась в 1936 году, берлинская — 27 февраля 1963 года, почти тридцать лет спустя после поджога рейхстага. Фильм «вернулся» к соотечественникам через двадцать семь лет… Это была судьба многих произведений немецкого искусства, немецкой литературы, созданных на чужбине и прошедших вместе с их авторами сложный и долгий путь на родину.

Интересна история создания этого фильма.

В марте 1934 года в Москву приехал герой Лейпцигского процесса, выпущенный нацистами благодаря деятельности широчайшего интернационального фронта солидарности с болгарским коммунистом. Среди эмигрантов-кинематографистов возникает идея сделать документальный фильм о Димитрове. Идея эта увлекала Йориса Ивенса. Давнишний соратник Димитрова, писатель и литературовед Альфред Курелла вызывается помочь Ивенсу. Но доступа к немецкой хронике нет. Тогда известный «левый» режиссер театра Веймарской республики, создатель швейцарской «Труппы 31» (кстати, именно в ней готовилась первая постановка «Профессора Мамлока» Вольфа), политэмигрант и антифашист Густав фон Вангенхайм решает поставить игровой фильм о Димитрове и международной солидарности. Сценарий был принят на «Межрабпоме». Кроме того, он получил высокую оценку крайне заинтересовавшегося им Горького. В фильме снимались немцы-эмигранты. Профессиональные актеры, такие, как Генрих Грайф и Роберт Трёш, Александр Гранах, Лотте Лёбингер, знаменитый Эрнст Буш, который в это время записывал пластинки в Москве, писатели Курт Трепте и Фриц Эрпенбек. Участники рабочих агтипропгрупп «Колонне Линкс» и «Ротен Ракетен». И просто люди, не имеющие к актерской работе никакого отношения. Среди последних была жена Фридриха Вольфа Эльза и десятилетний Кони — будущий знаменитый кинорежиссер ГДР Конрад Вольф. На озвучании фильма работали Эрвин Гешоннек, Хедда Циннер и Ханс Клеринг. Димитров согласился произнести часть своей лейпцигской речи перед камерой в Москве. Анри Барбюс повторил свое парижское выступление в защиту Димитрова в павильоне «Межрабпомфильма».

Резонанс картины был поистине невероятным, особенно среди антифашистской эмиграции в Москве, Париже, Нью-Йорке. «Дорогой Густав фон Вангенхайм, — написал тогда же в открытом письме режиссеру Макс Офюльс. — Я хочу поблагодарить Вас за все это. Я думаю, что многие присоединятся к моей благодарности — те, кто занимается одной с нами профессией, кто не хочет судить этот фильм, как они судят другие фильмы, кто вдруг перестает видеть картинку, драматургию, диалоги, монтажные стыки, ловкие и неловкие приемы, формальные достижения, — а начинает чувствовать в этой работе то, что еще никому не удавалось: поступок».


http://www.kinozapiski.ru/article/264/

Эрнст Буш (1900–1980) — выдающийся немецкий актер, режиссер, певец. Сценическую деятельность начал в 20-е годы, играл в различных театрах Германии, в том числе у Пискатора и Брехта. Снимался во многих звуковых фильмах (в частности, в «Трехгрошовой опере», 1931, реж. Г.-В.Пабст; «Ничья земля», 1931, реж. В. Тривас; «Куле Вампе», 1932, реж. З.Дудов; и др.). В эмиграции с 1933 года — сначала в Голландии, затем в Лондоне, Цюрихе и с 1935 года — в Советском Союзе, где выступал с концертами в жанре революционной песни, записывал пластинки. Судья Сийверс — его единственная киноработа в Советском Союзе. В 1937 года в составе интернациональной бригады отправляется в Испанию, где выступает с концертами политической песни и издает сборник песен. В 1938–1940 годах работал в Бельгии, где он был интернирован, его депортировали во Францию и поместили в лагерь, затем передали нацистам. Освобожденный в 1945 году Красной Армией, он вернулся в Берлин, продолжил концертную и театральную деятельность, был одним из ведущих актеров брехтовского «Берлинер-ансамбль». В 1971 году сыграл одну из ролей в фильме Конрада Вольфа «Гойя, или Тяжкий путь познания».

По материалам книги:
G u n t e r A g d e.
«Kampfer». Biographie eines Films und seiner Macher.
Berlin: Das Neue Berlin, 2001



  • 0



X

Размещение рекламы на сайте     Предложения о сотрудничестве     Служба поддержки пользователей

© 2011-2017 vse.kz. При любом использовании материалов Форума ссылка на vse.kz обязательна.