Перейти к содержимому





- - - - -

Чем АРТ-терапия отличается от ИЗО

Опубликовал: Елена Сопилиди, 02 Октябрь 2009 · 3 249 Просмотров

http://vkontakte.ru/club10239346
здесь больше информации :rotate:



Арт-терапия – метод психологической работы, использующий возможности изобразительного искусства для достижения положительных изменений на пути развития личности.

С точки зрения практической работы с сознанием и телом человека на сегодняшний день арт-терапия объединяет большое количество разнообразных подходов, техник и методов, таких как рисуночная терапия, символодрама, пластикодрама, маска-терапия, ленд-арт терапия, бодиарт терапия, фото-терапия, работа с пластилином и глиной, театральные техники, музыкальная терапия, песочная терапия, а также включает элементы трансперсональной и телесно-ориентированной терапии, предполагающие творческое и экспрессивное самовыражение личности.

Основным методом является арт-терапия, а именно рисуночная терапия (или терапевтическое рисование), дополненная игрой, сказкой, музыкой. Почему именно арт-терапия?

Во-первых, рисунок позволяет проводить первичную диагностику состояния эмоциональной сферы человека.
Во-вторых, уже сам процесс рисования выполняет профилактическую и терапевтическую функцию, приводя в баланс внутреннее состояние физических, психических и эмоциональных качеств в сам ребенок в этом процессе «ведущий»
В-третьих, при рисовании у ребенка происходит развитие сложных движений кистей рук (в частности, вращательных) и тактильной чувствительности (осязания), пространственного мышления, зрительно-моторной координации и глазомера.
В-четвертых, рисование стимулирует развитие левого, образного, полушария головного мозга ребенка (следовательно, и образного мышления).
В-пятых, возможность показать плоды своего труда другим (например, вывесить рисунок на стену для всеобщего обозрения) наполняет душу ребенка положительными эмоциями через осознание своего авторства, уникальности своего произведения, гордости за него и, в конечном счете, за себя как автора.

Таким образом мы дополнительно способствуем формированию положительной самооценки ребенка и его позитивного отношения к окружающему миру.
В ходе взаимодействия с детьми мы «отрабатываем» проблемы эмоционально-личностной сферы.
Параллельно своими занятиями мы способствуем развитию творческого потенциала ребенка в целом и воображения в частности.

При работе в группе есть еще один дополнительный эффект: через рисунок и рисование развиваются коммуникативные навыки ребенка, способность к сотрудничеству со сверстниками.
Помимо всего прочего, рисование – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства, поэтому я рекомендую педагогам и родителям смело расширять ассортимент изобразительных средств и предоставлять возможность свободного к ним доступа ребенка в любое время по его желанию.

=================================================================
Чем мои занятия отличаются от деятельности воспитателя, занимающегося с детьми ИЗО?
Большинство образовательных программ учат ребенка, как правильно делать что-либо, например, рисовать («Домик рисуется вот так, дерево вот так и именно таким цветом»). У ребенка нет возможности подключить свое воображение и поэкспериментировать; он лишен возможности думать, рассуждать, предполагать, сам для себя сделать открытие: за него это уже давно сделали другие, ему остается только смотреть, слушать и воспроизводить. Ребенка вооружают готовыми стереотипами, при этом вместо развития творческого мышления происходит его стереотипизация. Т.о., у ребенка в основном тренируются внимание и память, его учат не создавать что-то новое, пусть даже пока для себя, а репродуцировать готовые знания и умения.

Моя цель не научить ребенка рисовать, а помочь посредством рисования справиться с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции (которые зачастую он не может вербализовать), дать выход творческой энергии. Я вооружаю ребенка одним из доступных и приятных для него способов снятия эмоционального напряжения и на будущее.
Развивая воображение, мы переводим внутренние образы в готовый внешний продукт, т.е. создаем, творим, открывая для ребенка один из способов самовыражения личности, а творческая личность всегда найдет дополнительную возможность реализовать себя в жизни. Следовательно, развивая у ребенка заложенный в него природой творческий потенциал, мы создаем условия для формирования гармоничной, свободной и психически здоровой личности, способной к саморегуляции и самоконтролю.

Арт-терапия помогает:
выразить агрессивные чувства в социально приемлемой манере: рисование, лепка являются безопасными способами разрядки напряжения;
выявить подсознательные конфликты и внутренние переживания: они легче выражаются с помощью зрительных образов, чем в разговорах;
усилить чувство внутреннего контроля и порядка: рисование и лепка приводят к необходимости организовывать формы и цвета;
усилить внимание к чувствам и ощущениям: творческий акт позволяет экспериментировать со зрительными и тактильными ощущениями;
усилить ощущение собственной личностной ценности,
а также развить в себе спонтанность и совершенствовать восприятие, внимание, память, мышление, творческие способности;
изучить свой жизненный опыт с необычного ракурса;
научиться решать проблемы легко и красиво;
научиться общаться непривычным способом, используя изобразительные, двигательные, звуковые средства;
просто самовыражаться, доставляя удовольствие себе и другим.

Цель арт-терапии, как и любой психотерапии, помочь человеку понять в чем заключается проблема и, рассмотреть возможные варианты выхода из нее, выбрать для себя оптимальный. И если раньше арт-терапия применялась при лечении душевнобольных: рисование помогало им выплеснуть напряжение и боль, сейчас арт-терапевтические методики активно используются в работе со здоровыми людьми. Арт-терапия распространена настолько широко, что выделяются разные ее направления: работа с детьми и подростками, в том числе и неблагополучными, с семьями, ждущими ребенка, с пожилыми людьми, с мигрантами и беженцами. В настоящее время элементы арт-терапии используются даже в бизнес-тренингах для развития творческих способностей сотрудников, сплочения команды.

  • 0


Апрель 2024

П В С Ч П С В
1234567
891011121314
1516171819 20 21
22232425262728
2930     

Последние записи

Последние комментарии

Альбомы

Случайное изображение

уроки арт-терапии

Размещение рекламы на сайте     Предложения о сотрудничестве     Служба поддержки пользователей

© 2011-2022 vse.kz. При любом использовании материалов Форума ссылка на vse.kz обязательна.