Однако арифметика остается с нами - распечатываю из учебника примеры и Витя решает. +1,+2 и +3 даются довольно легко. В любом случае, удобно пользоваться пальцами. А почему?
- потому что они всегда со мной! - отвечает Витя.
Вначале мы разобрали, как можно прибавлять 3:
- 2+1
- 1+2
- 1+1+1
вообще я не знала, зачем это нужно, разве только гимнастика для ума... Оказалось, если знаешь +1 и +2, то +3 посчитать уже намного легче... Кстати, Рус так и считает в уме, когда задаем ему примеры - перебирая цифру за цифрой... Ну а Вите предстоят долгие тренировки )))
Во время проверки ставлю + там, где верно и точку там, где нужно переделать. Очень приятно, когда в куче правильных решений всего 3 ошибки))) Это всё между делом, когда свободное время.
А вот часовое занятие посвящено Азбуке... Повторение.
Вначале Витя вспоминал все буквы, какие знает (мы их учили год назад)
Гласные, согласные... Написание путал, лучше запомнил движения для каждого звука. Для моторных детей (и их педагогов, хехе) движения - просто палочка-выручалочка
Вспомнили, поселили на линейку - гласные отдельно от согласных, всего 20 букв.
начали читать
ас-яс
ос-ёс
ус-юс
ыс-ис
эс-ес
Вообще хотела начать букву С, но оказалось, Витя ее знает, так и стали дальше читать уже с ней. Чтение идет со скрипом, движемся медленно. Читаем по очереди и много раз...
буква Ё настойчиво выпадает из памяти. Напоминаю: Ё - это такая маленькая любознательная буква. У нее есть старшая сестра, строгая буква Е. Только посмотри на нее - обнесла дом высоким забором, даже в написании виден забор, вот эти палочки и есть ее высокий забор, заслон от мира. А что же наша Ё?.. она старается выглянуть, тянется-тянется... вот она наконец долезла до края забора (тут я прячусь за доску, благо, она большая и старательно вылезаю из-за края)... долезла... увидела, какой огромный мир вокруг и с восторгом закричала: Ё! Ё-моё! Глаза ее распахнулись и запрыгнули на макушку! Чтобы всё узреть!
Витя с удовольствием смотрит на этот перформанс, прыгает вместе со мной, изображая радостную Ё - ведь во второй серии триллера буква наконец вырвалась за забор и, распахнув огромные глаза, понеслась навстречу миру (как наш годовасик). Выглядывание из-за забора повторится еще не раз, потому что Ё нужно закрепить в памяти...
Вторая наша закавыка, спотыкаха - буква Ы. Принимает разные облики, меняет имена и путает следы... Жаль, рисунки к буквам не сохранились, кто ж знал, что они еще понадобятся - удобно было бы вспоминать букву, если смотришь на свое произведение... поэтому приходится смотреть только на доску. Ну ладно, мы еще дорисуем остальные
с Ы история такая - рисовали мы ее в какой-то солнечный весенний день, когда снег оттаивал, и видно было уже и черную землю, и кусочек газонки из-под корочки снега... И вот проснулась буква после зимней спячки и стала грустно жаловаться: "ЫЫЫыы, живот болииииит... есть хочууууу" - тут я драматично натираю круги на своем животе, и Витя решает, что это никакая не Ы, а Медведь, т.е. М! Эх, для М надо было другое слово брать, теперь путаница случилась...))) ну да ладно, уж как есть.
Кубики!
С кубиками Зайцева Витя значительно повеселел! Помнит, как легко и быстро начал читать по ним, поэтому сразу проснулся.
Вначале я выкладывала разные слоги, МО, БО, ГО, ДО... но слоги читать скучно. Поэтому перешли к словам. Слова хороши тем, что их можно угадать, ведь мы берем хорошо знакомые. Угадывание дает ощущение "я умею читать", и понемногу это умение и формируется в настоящее чтение...
выложили слова, Витя записал на доске.
Читал несколько раз и на этом завершили наш марафон
Посмотрела сталинский букварь, там по ходу изучения печатных букв сразу идут и письменные. Придется и нам как-то совместить, но это уже в сентябре, потому что сейчас каникулы и нет смысла сильно нагружать ребенка. Так, между делом можно что-то повторять, но без перегибов.
Например, пока мы с остальными детьми резали яблоки на пастилу, Витя на счетах повторял таблицу умножения. Мне нравится, что одну и ту же тему можно проходить на разных материалах - каждый раз новые открытия))) Конечно, при обычном изучении таблицы умножения нет смысла застревать на каком-то числе и сидеть на нем, пока не надоест, перебирая всё виды предметов... 3х дней достаточно.
Но с Витей другая история. На орехах таблицу он понял. Цифрами - тоже. А вот косточки открыли умножение почти заново! На счетах удобно: можно считать отдельно линейки (это множитель), число косточек постоянно (множимое) и косточки легко посчитать по одной, чтобы найти верный ответ, если он подзабылся. Каждый раз приходится нудятиной отодвигать Витину любовь к догадкам на задний план. Интуиты знают, что в некоторых случаях можно обойтись без счета, но интуиция - это не ясновидение)))) Во всяком случае, в арифметике она часто выдает ошибки. Приходится двигать косточки по одной и рассуждать вслух:
- Вот ты запомнил, что 3х5 - 15. Давай считать дальше. Нам нужно к 15 прибавить еще три - отделяю 3 косточки на новой линейке - давай прибавлять... 16...17...18... 3х6 = 18
и так - много-много раз... И будем делать еще, яблоками нас завалили, выполняем план по сырой пастиле...))))))) Так Витя и выучит таблицу умножения, пока мы готовимся к зиме
Фонематический слух.
Кроме обычной нашей гимнастики добавляю и упражнение для развития фонематического слуха - на различение и воспроизведение звуков. Радует, что Витя плохо выговаривает лишь твёрдую "л", хоть здесь проблем меньше...
Пока нашла хорошие отзывы на книгу Зои Агранович http://www.labirint.ru/books/44923/ - там много интересных упражнений, со сказками, с играми. Эту книгу можно скачать и в сети, но я предпочитаю иметь печатный вариант, так удобнее.
к тому же, у нас дома есть книга Надежды Жуковой "Уроки логопеда" - там подача уже посерьезнее. Но, учитывая Витины особенности (и возраст Руса), книга Агранович мне показалась более близкой для применения у детей.
2 дня мы играем со звуками - используем музыкальные инструменты и подручные материалы. На первом занятии мальчишки вволю поизучали и позвучали шумовыми инструментами
а уж потом мы играли: загадывали, что звучит, слушатели сидят с закрытыми глазами.
Меняемся ролями: вначале я загадываю, потом - мальчишки.
После лёгких заданий идут посложнее: слог прямой переделать в обратный, к одному слогу добавлять другие...
Доказано, что эффективность занятия выше, если начинать с легких заданий, в середине выполнять сложные, и заканчивать лёгкими - тогда ребенок уходит с чувством веры в собственные силы.
Также делаем задания на чувство ритма. Это Вите сложнее, он может повторить ритм со 2-го или 3-го раза, например, такой:
I II... I II... I II...
кусочек нашего занятия на фонематический слух (чувствую, обрету навыки логопеда))):
***
Предлагается скороговорка.
У соседа-домоседа
Сосед-непоседа,
У соседа-непоседы
Сосед– домосед.
– Какой звук часто слышится в ней?
Логопед показывает и объясняет артикуляцию звука [С]:
– губки в улыбке;
– зубки сближены;
– широкий кончик языка находится за нижними зубами, боковые края язычка прижаты к верхним зубам;
– холодный воздух идет по центру язычка.
Звук [С] – согласный, твердый, глухой.
Логопед предлагает детям произнести согласный звук [С].
Далее дети четко проговаривают за логопедом потешки:
СА-са-са – вот летит оса.
СУ-су-су – мы видели осу.
Со-со-со – У сони колесо.
Сы-сы-сы – у сома усы.
Ас-ас-ас – Саня пьет квас.
Ос-ос-ос – у сома есть хвост.
Задание 3.
Логопед предлагает каждому ребенку быть звуком [С] и “получить подарок” – гласный звук (А, О, У, Ы). Далее кидая ребенку мяч, он называет только гласный, а тот, возвращая мяч, называет слог со звуком С (СА, СО, СУ, СЫ).
Задание 4. “Кто самый внимательный?”
Логопед просит детей вспомнить, кто какой слог называл (во время игры с мячом). Детям предлагается встать в круг в той последовательности, в которой будут называться слоговые ряды:
СА-СУ-СО-СЫ-СО
Передавая мяч своему товарищу, ребенок называет “свой” слог (например СА), а тот повторяет слог в обратном порядке АС. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не воспроизведут прямой или обратный слог.
Задание 5. Закончить слово слогами:
СА: ли…, ко…, кляк…, ро…, плак…;
СЫ: о…, у…, бу…., ко…, ве…, ча…;
СОК: пе…, ку…., но…, ле…, воло…, коло…, голо….
***
что-то идет попроще, что-то сложнее, Рус, так вообще 2 дня в расколбасе (малыш - уже целый месяц в перестройке), так что условия идеальные для выработки концентрации
Потом читаем. Витя прекрасно запоминает написание слова- вначале находит слово по первой букве, а потом распознает, что ж там написано. Казалось бы, с его обычно замедленным мышлением, у него и тут может получаться в небыстром темпе, но, видимо, в качестве компенсации, у Вити прекрасно развита визуальная память! ура!
по поводу дислексии смотрю разные материалы: поизучав западные подходы, пришла к выводу, что там нет четкой системы, разные авторы идут кто в лес, кто по дрова, делая акцент на каком-то одном виде дислексии. Одни предлагают моторную координацию, другие - образы, третьи - правописание... и только у нас - комплексный подход, основанный на нейропсихологии и нейрофизиологии. Спокойнее становится, когда знаешь, что есть основательная и сильная база.
Во многом на Западе используют подход вальдорфа, с образами для букв и сказками, но сильно не заморачиваются. Есть у них муторная методика - каждый день лепить образ слова и его написание из пластилина.
Терпение требуется ангельское.) Это ж все слова с образами объединить. А в словаре Ожегова их 50000...
По-моему, проще целыми словами читать..)))
потому мы используем метод "глобального чтения"
2 дня читаем новую потешку "Баюшки-баю". Она простая и короткая, некоторые слова уже известны, узнаваемы, так что у Вити получается все лучше и лучше...