Перейти к содержимому





- - - - -

Лебяжье озеро (рассказ)

Опубликовал: CentreRadMir, 18 Декабрь 2008 · 1 276 Просмотров

Лебяжье озеро

Старый Бекен уже давно жил в городе. С тех самых пор, как старший сын Марат привез его сюда из деревни. Это была еще при жизни жены Бекена Майры, лет десять назад. С того времени они в шутку называли себя городскими. Он уже и привык ко всему: быстрому ритму жизни, отсутствию простора вокруг дома. Если ему чего-то и не хватало, он все больше молчал.
Семья Марата ему нравилась. Свою жену сын встретил еще в университете, женился рано, но зато удачно. Вот теперь растил дочь. Они жили отдельно, в своей квартире. Но внучка приезжала к нему каждую неделю, так что на отсутствие внимания он не жаловался. Вечно озабоченный Марат приезжал по воскресениям, спрашивал:
- Папа, что купить тебе на базаре?
- Ничего не надо, - отвечал старый Бекен, - я все купил в четверг.
- Я же просил тебя не ездить, тяжело же таскать продукты, - рассудительно говорил Марат, прихлебывая отцовский чай.
С тех пор, как умерла Майра, старик приловчился все делать сам. Он и раньше-то умел и готовить и стирать, но теперь все приходилось делать самому. Правда, Марат звал его жить вместе с ними, чтобы его жена всю работу делала, но Бекен категорически отказался.
- Хочу один жить.
Иногда дети приглашали его с собой на выходные в горы, но с каждым годом становилось все тяжелее переносить высоту. Вскоре он отвык от городского шума, и его стало тяготить общество людей.
Сегодня он как всегда забрал на почте газету, прогулялся по парку возле дома и вернулся обратно в квартиру. Тихо пошептывающее радио начало какую-то передачу. Старый Бекен сделал погромче, но вскоре ему надоело. Он согрел себе супчик, обстоятельно пообедал, вымыл посуду и сел читать газету. Сообщения о происшествиях в стране вызывали у него определенный интерес, читая, он разговаривал сам с собой, соглашаясь или не соглашаясь с авторами статей. Он даже знал, какой журналист пишет хорошо, а какой – так себе. Были у него и любимые дикторы на телевидении. В основном, те, что читали новости. Развлекательные передачи типа «Кто возьмет миллион» или «Угадай мелодию» он смотрел редко.
Вот и сегодня он включил телевизор, чтобы посмотреть очередной выпуск новостей. Удобно устроился и сделал звук погромче.
Сообщения о политических событиях в Алматы ему показались интересными, он покачал головой, узнав, что скоро в бывшую столицу прибудет какой-то иностранный гость. Значит, опять дороги перекроют. А, впрочем, раз приезжают, значит, уважают наше государство. Это хорошо.
И вдруг на экране полетели лебеди. И голос диктора за кадром:
- Большая беда подстерегала в этом году эмигрирующих лебедей. На пути к местности, где эти птицы должны были провести лето, было озеро. Вероятно, они останавливались на нем каждый год отдохнуть. Но в этом году для шестидесяти лебедей оно стало последним пристанищем: прекрасные птицы погибли. Расследование дало следующие результаты: в это озеро завод, стоящий неподалеку, сбрасывал технологические отходы. Это и стало причиной гибели шестидесяти птиц.
На экране было озеро, полное до краев черной водой. Взволнованный Бекен даже привстал, не заметив, как говорит с собой:
- Что же вы, птицы, даже не заметили, что вода-то грязная. Ну, конечно, отдохнуть-то вам было негде. А лететь вон еще сколько.
Новости закончились традиционно репортажем о спорте. Старый Бекен щелкнул кнопочкой на пульте от телевизора, экране погас, оставив постепенно тающие блики. Некоторое время старик неподвижно сидел. Потом тяжело встал и отправился спать.
В субботу, как обычно приехала внучка.
- Ой, у нас в школе скоро будет праздник! – тараторила она, стремясь доставить деду радость. Ей казалось, что ему будет весело от ее общества, а то живет один, скучно же.
- Какой праздник, балам?
- Мы же скоро школу заканчиваем. Вот придут представители всех университетов, будут рассказывать нам про то, как у них там учат, какие есть профессии.
- А ты куда собралась?
- Пока в архитектурно-строительный. А подруга в медицинский.
Внучка еще долго рассказывала ему про свои планы. Старый Бекен внимательно слушал, изредка переспрашивая ее.
А вечером, когда он вновь остался один, ему вдруг вспомнилось его детство.
Это было после войны. Они с семьей жили в ауле, а его школа была километрах в тридцати от дома. Это если по дороге. Но был еще короткий путь – через лес. Они вместе с другом всю неделю учились в школе, жили там, а по субботам возвращались домой. Ждать, пока их заберут, было невтерпеж, и пару раз они сами прибегали домой раньше, чем за ними отправлялись. Вскоре родные уже привыкли, что мальчишки прибегают сами и просто ждали их по субботам. А бежать надо было через темный лес, в те годы в этом лесу было много волков. Не такие, как сейчас в зоопарке, худющие, несчастные. Нет, те волки были размером со здоровую лошадь. Они нападали на лошадей, баранов, проламывали крышу в сараях и задирали баранов. Вот бегут они, зажав для храбрости в руках по большой палке, а вокруг огни горят. Это глаза не то волков, не корсаков. Маленьким мальчишкам-то даже небольшой зверек – страшный. Вот так они и бегали, хоть и страшно, а домой хотелось побыстрее.
Однажды, вдруг вспомнилось Бекену, осенью это было. Родители Бекена откормили семь баранов. Скоро зима, будет мясо, всю зиму еще как-то жить же надо. И вот приходит Бекен домой в субботу, а мать плачет. Он к ней, что, мол, случилось. Выясняется, что на отару напали волки. А они ведь такие: даже если всех не утащат, горло перегрызают всем. Так и пропали семь жирных баранов, которых на зиму готовили. Бекену вдруг пришло на ум сравнение, что чем-то волки из его детства похожи на современных бандитов: глотки всем перегрызают, свидетелей не оставляют. Ни себе, ни другим.
На следующий день старый Бекен проснулся больным. С утра накрапывал мелкий дождик, поэтому прогулку пришлось отменить. Он прибрался в доме, сварил обед и сел к телевизору, верному своему другу…
…Когда Бекену исполнилось двадцать, он женился на Майре. Она была самой неприметной девушкой в ауле, но после свадьбы расцвела, как цветок. Жилось тяжело, но как-то выживали. Воспитывали детей, с людьми не ссорились. Мечталось, вырастут дети, будет большая дружная семья, будем в гости ходить друг к другу, аксакалы-друзья будут приходить в большой и уютный дом. Куда все делось? Жалко эти мечты…
Майра умерла после долгой и продолжительной болезни шесть лет назад. Бекен до конца не верил, что она умрет. Они испробовали все виды лечения, но не помогало. Под конец жизни она стала замкнутой, раздражительной. Он понимал, что это в ней говорит страх перед неизбежным, а еще страх за него да за детей. Женщинам ведь всегда кажется, что без них все пойдет наперекосяк. Она умерла со словами о внучке. А она тогда была маленькой, ей не дали попрощаться с телом бабушки, опасаясь, что это повлияет на ее психику. Бекен спорить не стал. В конце концов, сама Майра всегда заботилась о девочке, значит, так и надо.
Сейчас он иногда останавливался перед ее фотокарточкой. Как-то оказалось, что у нее было катастрофически мало фотографий. Вот нашли одну, не самую лучшую. Здесь она не совсем похожа на себя. Но все-таки, это она. Бекен разговаривал с ней, когда ему хотелось найти ответ на вопрос, вспоминал годы жизни, прожитой рядом с ней.
В магазине, где старый Бекен покупал кефир и хлеб, сегодня была очередь. Молодая продавщица едва успевала всех обслуживать. Перед стариком стояла молодая женщина, которая нервно переминалась с ноги на ногу и все смотрела на часы. Когда продавщица замешкалась с чем-то, она вдруг выкрикнула:
- Давайте быстрее! Видите же, большая очередь!
- Как могу, так и работаю, - огрызнулась продавщица.
Старый Бекен прикрыл глаза. Ему не хотелось слушать перепалку…
…У Бекена была младшая сестра Нагима. После войны, когда в семье из шести детей осталось только трое – они вдвоем да самый старший брат, Бекен и Нагима стали особенно дружны. Он водил ее в школу, помогал ей с домашними заданиями. Как все послевоенные дети, они рано повзрослели. Когда Бекена забрали в ФЗО, Нагима долго плакала. Чтобы как-то успокоить ее, Бекен подарил ее свою собаку. Конечно, собака была общей, но слушалась она больше Бекена. А сестру надо было как-то приободрить, что ли.
- Теперь она будет тебя слушаться. Вместе будете меня ждать.
Они дождались. Сейчас сестра живет со своими детьми в другом городе. Звонит иногда, к себе приглашает. Куда он теперь поедет?
Старому Бекену вдруг захотелось вспомнить, как долго прожила та собака. Кажется, лет тридцать. Умная была собака, ждала его с работы, когда он повзрослел. Мать хотела оставить ее, когда они переехали в райцентр, но он забрал ее с собой.
- Дедушка спит? – услышал возле себя детский голос старый Бекен. Он открыл глаза и увидел маленькую девочку, лет пяти. Она стояла рядом с ним, испытующе глядя на странного дедушку, который, закрыв глаза, стоит и не падает. А как не падать, если спят-то лежа. Вот она смотрела и пыталась понять. Мама смущенно посмотрела на старика, словно извиняясь за бесцеремонность дочки. Он улыбнулся ей и подмигнул девочке, которая весело посмотрела на него и потянулась к матери, прося купить ей киндерсюрприз. И, правда, усмехнулся про себя Бекен, стою тут с закрытыми глазами, будто сплю. Вот уж, устами младенца…
Вечером, сидя в полутемной квартире, Бекену снова вспомнились те лебеди из новостей. Ему вдруг явственно представилось, как они летят, выбиваясь из сил. Но предводитель стаи – умный и сильный. Он знает, что на пути будет озеро. Каждый год они останавливаются здесь, чтобы, отдохнув, полететь дальше. И вот они долетели. Что-то здесь не так, не такая чистая вода, как раньше. Но выбора нет: в стае много молодых лебедей, которым нужен отдых. И вожак принимает решение: садиться на воду.
Судорожно они хватали водоросли, не зная, что травят себя. Тяжелая свинцовая вода потихоньку проникала между перьев, отяжеляя их. Нужно лететь дальше, но что это? Некоторые лебеди не могут подняться с воды, ставшей смертельным ядом. Их крылья тяжелы, внутренности сводит от отравленных водорослей и насекомых, которыми они перекусили перед дальним полетом. И они кричат. О чем? Может быть, они просят не оставлять их здесь одних умирать. А может быть, напротив, говорят: улетайте, пока можете. Стая улетает, пытаясь спасти хотя бы тех, кто смог подняться в воздух. Но по дороге ядовитая вода делает свое дело: один за один на землю падают прекрасные белые птицы.
Одна из них – белая лебедушка. Ее крылья становятся тяжелы, внутри все горит, но они делает взмах за взмахом, пока силы окончательно не оставляют ее. Ее лебедь кружит вокруг нее, уговаривая еще немного потерпеть, скоро будет чистая вода и хороший корм, но сил больше нет. Ее дети летят дальше, а она камнем летит вниз. И вслед за ней на верную смерть летит тот самый белый лебедь, не желая оставлять свою подругу. А может, он вернется в стаю? Чтобы жить за двоих и печалиться до конца дней своих, храня верность ее памяти…
Старый Бекен открыл глаза. За окном было почти темно, закат слегка подсвечивал горизонт, городские голуби устроили небольшую свару на крыше соседнего дома, но вскоре успокоились. Оказывается, он почти уснул.
Посмотрел на часы: почти девять. Сейчас будет вечерний выпуск новостей. Старый Бекен щелкнул кнопкой пульта, наблюдая, как светлеет синий экран телевизора. Диктор улыбнулась и ровным голосом начала читать сводку новостей, произошедших за сегодняшний день. Первыми шли политические события…

  • 0


Апрель 2024

П В С Ч П С В
1234567
891011121314
15161718192021
222324 25 262728
2930     

Последние записи

Мои изображения

Альбомы

Размещение рекламы на сайте     Предложения о сотрудничестве     Служба поддержки пользователей

© 2011-2022 vse.kz. При любом использовании материалов Форума ссылка на vse.kz обязательна.